Главная Антисемитизм Главное – налаживать диалог

Главное – налаживать диалог

E-mail Печать PDF
- Главный раввин России Берл Лазар возвратился из Давоса, где он принимал участие во Всемирном Экономическом Форуме. Следует особо отметить, что раввин Лазар был единственным религиозным и общинным деятелем, приглашенным из России. Это свидетельствует о том, что организаторы Форума и ведущие страны Запада признают важность еврейской составляющей общественной жизни демократического Российского государства и понимают, что еврейская жизнь в России быстро возрождается, что "российское еврейство -- это всерьез и надолго".

Вот, что рассказал раввин Лазар корреспонденту АЕН по возвращению из Давоса:

"Я был приглашен оргкомитетом Всемирного экономического форума для участия сразу в нескольких важных мероприятиях. Для меня главной, пожалуй, была встреча представителей традиционных религий со всех континентов. Собрались видные деятели основных направлений христианства, ислама, буддизма, индуизма и т.д. В нашу задачу входило провести диалог по всему комплексу межрелигиозных проблем, но в первую очередь определиться с ролью религиозного деятеля в контексте миротворчества. По сути, наша встреча стала форумом, который я бы определил как "религии мира – за мир".

В рамках межрелигиозного форума главный раввин России сделал один из основных докладов – о ситуации в мультирелигиозном и полиэтническом обществе в условиях демократии и о специфических проблемах в развитии еврейской общины России. «Доклад вызвал большой интерес, меня буквально засыпали вопросами. Следует отметить, что мои собеседники в общих чертах представляли себе положение в России, и именно поэтому российский опыт их заинтересовал. Например, как традиционные религии отбивают натиск агрессивных миссионерских сект, использующих демократическое законодательство для вербовки приверженцев.

Для мусульманского духовенства особый интерес представлял опыт взаимодействия мусульманских и еврейских общин в России – ведь не секрет, что в целом ряде стран, в том числе в Европе, здесь существуют серьезные проблемы. У представителей Ватикана другой интерес: они скоро направляют делегацию в Россию для переговоров с руководством РПЦ, надеясь на улучшение отношений между этими двумя ветвями в христианстве. Поэтому их вопросы касались в первую очередь того, как иудеи уживаются с православными, как находят точки соприкосновения, как учитывают взаимные озабоченности".

Помимо участия во встречах религиозных деятелей главный раввин россии выступил еще на двух дискуссионных семинарах, проходивших в рамках Давосского форума. "Я выступил на семинаре по проблеме глобализации и воспитания. Это одна из важных тем, интересующих те экономические круги, которые, собственно, инициировали Давосский форум. Глобализация – объективный процесс, продиктованный нуждами экономики, однако на эмоциональном уровне он вызывает отторжение у достаточно значительных групп людей. Возникают конфликты, иногда даже с применением насилия, что мы видели на телеэкранах даже в дни форума. Чтобы преодолеть это отторжение, необходимы образовательные программы, необходимы усилия воспитателей. Я рассказал в этой связи об опыте России и еврейских образовательный учреждений в частности.Вторая дискуссионная арена, где мне удалось выступать, проводилась в Давосе впервые. Тема была сформулирована: "Как обрести радость внутри себя". На первый взгляд, совершенно необычный предмет для рассмотрения на экономическом форуме. Но в этом и заключается особенность Давоса – проблемы рассматриваются глобально, в их взаимосвязи, а ведь не секрет, что эмоциональное состояние человека оказывает в конечном счете едва ли не определяющее влияние на стабильность в обществе".

Разумеется, в рамках Давосского форума у раввина Лазара состоялись десятки двусторонних встреч. По понятным причинам о большинстве из них он был не очень склонен рассказывать, хотя среди его собеседников были политики самого высокого уровня. Такие, например, как президент Польши, Квасьневский. Однако особое удовлетворение главного раввина России, вызвало то, что встреч с ним искали члены делегаций большинства мусульманских стран, причем не только таких, которые традиционно считаются умеренными (Иордания, Марокко и др.), но и весьма радикального Пакистана и даже Саудовской Аравии.

"Представители этой страны честно сказали мне, что у них есть проблема с еврейским государством, но они хотели бы знать, каким образом в России евреи и мусульмане сумели наладить диалог. Из этих бесед я вынес представление о том, что мои собеседники действительно хотели бы диалога с евреями, но не очень представляют себе пока, как это сделать. Конечно все эти беседы носили неофициальный характер, но именно в качестве неофициальных, они, я надеюсь, заложат некие общие основы понимания позиций друг друга и создадут условия для того, чтобы в дальнейшем продвигаться вперед".

Дмитрий Прокофьев