Главная Антисемитизм С шизофрениками не дискутируют, к ним вызывают врача

С шизофрениками не дискутируют, к ним вызывают врача

E-mail Печать PDF
– Российские СМИ продолжают комментировать ситуацию, сложившуюся в стране в результате публикации антисемитского "письма 19 членов Думы" и участившихся выступлений политиканов-юдоедов на телевидении. Мнение еврейской общины по этому поводу озвучил руководитель департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин в интервью для информационного агентства "Интерфакс". АЕН публикует полный текст интервью.

- Почему вообще, по-вашему, появилось это письмо. Почему оно появилось именно сейчас?

- Версий много, думаю, что, как всегда, причин сразу несколько. Полагаю, что достаточно упомянуть три главных. Первое: эти господа, будучи публичными политиками, захотели таким образом привлечь к себе внимание, устроить скандал. Думаю, что эта попытка у них не слишком удалась – недаром они сразу же дали задний ход, отозвали письмо в Прокуратуру, большинство отозвало и свои подписи. Дескать – я не я, и лошадь не моя.

Вторая причина – неправильная оценка ситуации. По какой-то причине эти люди решили, что именно сейчас пришло время разыграть антисемитскую карту – дескать, власть поймет и приголубит. Здесь они, к счастью, тоже ошиблись.

Наконец, третья причина – третья по порядку, но не по значимости – это причина психиатрического плана. Обычная паранойя. Господа "подписанты" в большинстве своем искренне верят в ту ахинею, которую несут. Они просто ненавидят евреев, боятся евреев, подозревают евреев в коварных умыслах… Симптомы маниакально-депрессивного психоза, мания преследования, страх перед окружающим миром сублимируется в образе "чужого" - в нашем случае в образе еврея. Другие говорят, что коварные происки против них затевают пришельцы с летающей тарелки – это явления одного порядка.

- Авторы пресловутого письма и в самом тексте, и в ток-шоу у Владимира Познера, призывают к открытой дискуссии между евреями и русскими по вопросам о тех или иных положениях иудаизма. Они утверждают, что надо разъяснять русским содержание еврейских религиозных книг, поскольку некоторые их положения могут быть восприняты неоднозначно. Ваша позиция?

- Дискуссия о тех или иных положениях веры возможна по определению только между специалистами. Предлагать "дискуссию между евреями и русскими" о Талмуде или "Шулхан арух" - все равно, что предлагать дискуссию литературоведа и историка о высшей математике. Это первое.

Второе. Поскольку эти господа предлагают себя в качестве стороны в подобного рода дискуссиях – сразу же должен сказать, что с ними нам говорить не о чем. Во-первых, для нас они никакие не представители русского общества. От их письма, от их выступлений по телевидению, ущерб русскому народу и российскому государству куда больший, чем ущерб евреям.

Третье. Дискутировать с людьми, живущими в средних веках – верящими в кровавый навет, в ритуальные убийства, в то, что евреи изобрели СПИД – воля ваша, как-то даже и непристойно. Если вы чувствуете, что перед вами шизофреник – не надо с ним спорить, вызовите врача!

- Тогда вопрос вне всякой связи с предложением "дискуссии о вере". Россия страна многоконфессиональная. Евреи имеют 2000-летний опыт жизни среди других народов и вероисповеданий и, соответственно, этот вопрос в еврейской традиции разработан, наверное, более подробно, чем у других народов. Что, на ваш взгляд, из этой традиции применимо к сегодняшней нашей жизни в России, что должно быть взято на вооружение государством в целом?

- Прежде всего хочу пояснить одну важную вещь. Иноверцы, верящие в Б-га единого, называются в еврейской традиции "гоим" - в буквальном переводе, "народы". На "гоим" распространяются 7 заповедей сыновей Ноя – не убий, не укради и т.д. Если нееврей выполняет эти 7 заповедей – он является праведником и ему уготована доля в мире грядущем. Если он не выполняет хотя бы одной из этих семи заповедей – он преступник, и отношение к нему соответственное.

С евреями все сложнее. Еврею, чтобы стать праведником, нужно соблюдать не 7, а 613 заповедей, перечисленных в Торе. Тут ничего не поделаешь – так Б-г решил.

Вообще, в отличие от большинства других религий, иудаизм считает, что Б-г дал каждому народу свою миссию. Поэтому мы не стремимся привлекать других людей в нашу веру. Чтобы принять иудаизм, человек должен долго учиться, обычно этот процесс длится год, а то и дольше. Мы считаем, что каждый народ, верующий в Б-га единого, выполняет то, что Б-г от него хочет. А для этого он должен сохранять свою веру, а не переходить в другую. Соответственно, каждый человек должен придерживаться традиций своего народа, своих предков, своей религии.

- Но как эти нормы еврейства согласуются с законами современного демократического общества, светского в своей основе?

- Для евреев жизнь в условиях общества определяются двумя основополагающими позициями. Первая в Талмуде называется: "Закон государства – закон". То есть – верующий еврей обязан соблюдать законы светского государства. В демократическом государстве это просто, поскольку оно не покушается на право человека исповедовать свою веру, придерживаться обычаев своих предков.

Вторая позиция, определяющая нашу жизнь в светском обществе, выражена в Талмуде следующей формулой: "Учись не из книг, а от книжников". Что это значит? Это значит, что те еврейские законы, которые ты должен соблюдать, живя в любом государстве, ты не должен устанавливать для себя сам, так или иначе толкуя слова из книг. Познавать законы, обучаться жить в обществе, можно только с учителем, который растолкует тебе, что в действительности имели в виду мудрецы Талмуда, как в нынешних условиях соблюдать те или иные заповеди Торы и каково значение того или иного абзаца в "Шулхан арух". Это, кстати, возвращает нас к пресловутому "письму 19-и" - если люди начинают читать законы другого народа, ничего толком не зная о его обычаях, вере, истории – они наверняка сделают из текста самые нелепые выводы.

- Тогда как вы относитесь к тому, что инициаторов "письма 19-и" и других откровенных юдофобов приглашают выступать по телевидению в прайм-тайм, в самые престижные общественно-политические программы?

- Это та самая ошибка, которая хуже, чем преступление. Боюсь, причина в недостатке журналистского профессионализма. В западных демократиях таких господ первым делом отлучают от микрофона и телеэкрана. Западной журналистике можно предъявлять много претензий – но одну вещь там знает любой ведущий. Не приглашайте в эфир экстремиста! Не давайте микрофон психопату! Экстремист и психопат заведомо завоюют аудиторию, потому что у них нет тормозов, потому что они не думают, не рассуждают, зато беззаветно верят в то, что говорят. Они, если хотите, воздействуют на подкорку аудитории. Вспомните Гитлера – явная психопатическая натура, а как заводил толпу!

Так что на Западе любой уважающий себя журналист воздержится от приглашения такого рода публики в студию. Там заботятся не просто о процентах рейтинга, но еще и о собственном профессиональном престиже. Надеюсь, что и у нас со временем серьезные журналисты до этого дорастут.

- А как же со свободой слова?

- Свобода слова предполагает ответственность – и тех, кто говорит, и тех, кто распространяет сказанное. В этом контексте меня больше беспокоят, конечно, не ошибки журналистов, а ситуация с самими господами антисемитами. Страшно то, что достаточно значительная группа политиков имеет возможность легально излагать экстремистские взгляды, призывать к национальной и религиозной ненависти, клеветать на целый народ – и при этом пользоваться полнейшей безнаказанностью.

- Последний вопрос. Публикация "письма 19-и" вызвала волну откликов на Западе, как в прессе, так и на политическом уровне. В самом общем контексте все они сводятся к тому, что в Россию возвращается государственный антисемитизм. Ваша реакция?

- Никакого государственного антисемитизма нет. "Письмо 19-и", по большому счету, документ антигосударственный. Его подписали представители левой оппозиции, целящей вовсе не в небольшую сравнительно еврейскую общину – все-таки большинство евреев из-за советского государственного антисемитизма наша страна, к сожалению, потеряла. Целят они во власть. К сожалению, как раз здесь они, судя по реакции ведущих демократических стран, добились своей цели.

У власти в России стоят люди разумные. Они понимают, какой урон российской государственности наносят политиканствующие антисемиты. Но, боюсь, пока власть то ли не слишком оценила уровень угрозы, то ли не слишком хорошо себе представляет, что надо делать, чтобы эту угрозу отразить. Позволю себе не согласиться с известной позицией, озвученной Генеральным прокурором, что, дескать, "его не трогай, оно вонять не будет". К сожалению, оно пахнет все больше и все более омерзительно. Думаю, что в нынешних условиях борьбы за чистоту лучше позвать дворника, чтобы взял "это" на лопату и выбросил в выгребную яму.

АЕН