Главная Антисемитизм &quot-Шулхан Арух&quot- - история и современность&quot-

&quot-Шулхан Арух&quot- - история и современность&quot-

E-mail Печать PDF
– Сегодня в пресс-центре информационного агентства "Интерфакс" Федерация еврейских общин России провела круглый стол "Шулхан Арух" - история и современность". Его участники рассказали об истории создания данной книги и роли, которую она играет в повседневной жизни религиозного еврея сегодня.

В работе круглого стола приняли участие руководитель департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин, исполнительный директор ФЕОР Валерий Энгель, председатель правления ФЕОР Александр Борода, директор МБПЧ Александр Брод.

В начале пресс-конференции руководитель департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин подчеркнул, что ему не хотелось бы, чтобы круглый стол был посвящен толкованию "Шулхан Арух", - скорее ему хотелось бы поговорить о том, почему история вокруг богословского труда, составленного в 15 веке и сформированного окончательно в 19 веке, смогла послужить темой для такого резонанса, требующего юридического пояснения. "Дело не в том, что эту историю начали люди, известные своей репутацией и своим отношением к иудаизму – их отношение к евреям неинтересно. Но то, что в данной ситуации стало новым и крайне угрожающим для нас, как для граждан, - то, что общество проявило готовность к тому, что вопрос может быть обсужден в подобной плоскости.

Богословский труд времен инквизиции не может быть обсужден по отношению к правам человека, сформированным в 20 веке. То, что генеральный прокурор может всерьез заниматься несоответствием российским законам и нормам в труде времен Инквизиции – из-за самой постановки вопроса меняется уровень дискуссии. С тем же успехом можно обсуждать катехизис, мусульманские фетхвы, а так мы дойдем до анализа по геноциду в "Слове о полку Игоревом". Это ставит нас на неадекватный уровень, и мне не хочется на нем находиться. Подобные вещи - один из признаков того, что общество больно, что в нем нет национальной идеи, основанной на твердом фундаменте".

Борух Горин напомнил о том, что еврейское религиозное право построено на принципе "Не учи из книг, а учи от книжников", и о любом поступке и правовой норме любой верующий еврей должен советоваться с раввином. Валерий Энгель добавил, что сам вопрос о кодификации устной Торы встал в период больших миграций евреев, когда старые общины столкнулись с новыми.

"В России велика национальная ненависть. И нас вовсе не радует, что мусульман, цыган, армян сегодня ненавидят больше, чем евреев", - продолжил Борух Горин.

Директор МБПЧ Александр Брод выразил мнение, что прокуратура слабо ориентируется в вопросах идеологии, расизма, этнической вражды, - все это требует специальных познаний и квалифицированных экспертов. Он напомнил о трагическом конце эксперта Николая Гиренко и призвал "развивать институт экспертизы, усиливать работу среди населения. Научное сообщество должно активно реагировать на подобные инциденты, вести образовательную деятельность , выпускать литературу, развенчивающую ксенофобские мифы".

Председатель правления ФЕОР Александр Борода отметил учащение в последнее время фактов вандализма, возникших из-за межнациональной и межрелигиозной розни, и неэффективную в данном случае работу правоохранительных органов. Он сказал также: "Позицию прокуратуры, которая старается рассмотреть тему "Шулхан-Арух", считаю неправильной, ибо это вопрос не юридический, а политический. Тема, поднятая в "Письме 500", а потом в "Письме 5000", лежит не в юридической плоскости - это тема взаимотношений народов и религий. То, что в прокуратуре прекратили экспертизы по "Шулхан Арух", говорит о том, что они поняли - это не тема для изучения".

Анна Баскакова