Главная Биографии Раввинов Раби НАФТАЛИ бар ШЛОМО АМСТЕРДАМ

Раби НАФТАЛИ бар ШЛОМО АМСТЕРДАМ

E-mail Печать PDF

Еврейские Мудрецы

Биография, жизнь и деятельность великого раввина, одного из ближайших учеников раби Исраэля Салантера - основателя движения Мусар.

Раби Нафтали бар Шломо Амстердам (5592-5676/1832-1916/ гг.) – один из зачинателей этического движения Мусар.

Родился в 5592/1832/ году в литовском городке Саланте (Салантае), где в те годы жил его будущий наставник раби Исраэль Салантер.

В 5609/1849/ году, в возрасте семнадцати лет, он начал заниматься в ковенском мусар штибле (доме этики), основанном раби Исараэлем Салантером. Наряду с раби Симхой-Зислом Зивом (Сабой из Кельма) и раби Ицхаком Блазером (раби Ицеле Петербургером), он вошел в число ближайших учеников, с которыми раби Исраэль Салантер занимался по особой программе. Следуя мировоззренческим установкам своего наставника, раби Нафтали намеревался зарабатывать на жизнь не раввинской службой, но "трудом своих рук" – он открыл в Ковно пекарню. Однако раби Исраэль Салантер считал, что раби Нафтали необходимо сосредоточить свои усилия на изучении Торы и распространении идей Мусара. Действуя через своего ученика, "чайного короля" раби Кальмана-Зеева Высоцкого, раби Исраэль Салантер попытался обеспечить для раби Нафтали раввинский "трон" в Москве, но хасиды, составлявшие значительную часть московской общины, воспротивились этому назначению (Тнуат амусар, т.2 с.223-224).

В 5627/1867/ году по рекомендации своего наставника раби Нафтали стал главным раввином г. Гельсингфорса (Хельсинки), столицы Финляндии, входившей в состав Российской империи.

Свое пребывание в Гельсингфорсе он считал временным и поэтому оставил жену с детьми в Ковно – они лишь изредка его навещали (там же , с.225).

В 5630/1870/ году он возглавил общину г. Новгорода, но уже спустя год возвратился в Гельсингфорс.

В 5635/1876/ году раби Нафтали поселился в Ковно с семьей, рассчитывая, что денег, заработанных за годы раввинской практики, хватит ему на несколько лет углубленных занятий Торой. Однако вскоре вся собранная им сумма ушла на приданое и свадьбу дочери (там же с. 225-226).

В 5636/1876/ году он стал законоучителем в общине Санкт-Петербурга, возглавляемой его другом юности раби Ицхаком Блазером.

В 5640/1880/ году раби Нафтали возглавил общину г. Ясвина в Литве, а затем стал раввином Алексаты, одного из пригородов Ковно.

Весь день он учился стоя, следуя в этом праведникам прошлых веков. Несколько часов в день он посвящал изучению мусара и кабалы. Он давал уроки по мусару в ковенском доме этики и в ешиве Кнессет Исраэль, созданной последователями раби Исраэля Салантера в пригороде Ковно, Слободке (там же с. 227, 231; Гдолей адорот).

В 5666/1906/ году, после смерти жены, семидесятичетырехлетний раби Нафтали отправился в Землю Израиля – никого не известив, чтобы избежать торжественной встречи.

И вот однажды он неожиданно появился в иерусалимском доме раби Ицхака Блазера, прибывшего на Святую Землю двумя годами ранее. Раби Нафтали был одет в одежду простолюдина – с фуражкой, а не с раввинской шляпой на голове. На обычное приветствие сбежавшихся ему навстречу людей "Шалом алейха, раби!" (Мир Вам, раввин!) он ответил, что он – не раввин. Затем он спросил, где располагается ближайший дом учения, - и, отправившись туда, с головой погрузился в изучение Торы (Тнуат амусар с. 236).

В первые месяцы пребывания в Йерушалаиме раби Нафтали поселился в еврейском квартале Старого города, а затем перебрался за стены Старого города, во "двор Штрауса", где жили раби Ицхак Блазер и другие последователи движения Мусар. Он давал уроки в иерусалимском мусар штибле, организованном учениками своего друга юности раби Симхи-Зисла из Кельма. В то же время раби Нафтали старался всячески умалить свое значение в глазах людей, чтобы избежать любых восхвалений и почестей. Когда его пригласили на совещание, связанное с делами общины, он сказал: "Я должен объяснить вам, кто я такой. Сначала я был пекарем, затем попробовал стать раввином – но, когда разобрались, что я не подхожу для такой работы, меня уволили" (там же, с. 237).

Обладая феноменальной талмудической эрудицией (он мог мгновенно, с точностью до страницы, указать место любого высказывания в Талмуде и с точностью до параграфа – место любого закона в кодексе Шульхан арух), раби Нафтали выдавал себя за малообразованного "балабоса". В синагоге, сразу после молитвы, он погружался в чтение псалмов, как человек, для которого более сложные книги не по зубам, и лишь когда большинство прихожан расходилось, он принимался за Талмуд. Едва же заслышав приближающиеся шаги, он снова возвращался к псалмам (там же, с. 236).

В Йерушалаиме раби Нафтали вновь женился – ему был необходим близкий человек и помощник в годы старости. Однако вскоре после свадьбы жена тяжело заболела, и восмидесятилетний раби Нафтали в течение ряда лет трогательно ухаживал за прикованной к постели женщиной. Он сам убирал квартиру, мыл посуду, растапливал печь и выполнял все необходимые "женские" работы по дому - искренне радуясь тому, что ему выпала возможность помочь больной (там же, с. 237-238).

Еще в юности раби Нафтали принял на себя особую миссию – он записал в дневник самоконтроля, что берется "возвратить весь народ Израиля к праведности". Когда друзья спросили у него, как он собирается это сделать, раби Нафтили объяснил: он постарается скрупулезно выполнять все законы Шульхан аруха, учитывая мельчайшие детали и нюансы, - чтобы люди могли увидеть в нем воплощенный Шульхан арух и убедиться, что выполнение законов Торы ведет человека к совершенству.

Всю жизнь он посвятил осуществлению этой миссии, стремясь добиться в выполнении каждой заповеди максимального совершенства и цельности. Подобно Виленскому Гаону, он проводил весь день, облачившись в тфилин и талит. В праздник Суккот он все семь дней не покидал праздничный шалаш и на протяжении всего дня не выпускал из рук "лулав" – праздничный букет, состоящий из четырех растений. В праздник Пурим раби Нафтали пил вино без перерыва весь день – до выхода звезд. Уже в Йерушалаиме он сам перед шабатом обходил вокруг города и проверял эрув (специальное ограждение, позволяющее в шабат переносить предметы вне дома). Так он относился к выполнению каждой заповеди (там же, с. 239).

Раби Нафтали Амстердам скончался в Йерушалаиме шестого адара 5676/1916/ года в возрасте восьмидесяти четырех лет. Похоронен на Масличной горе.

Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами

Эта книга в магазине: Еврейские мудрецы