Главная Наука и Образование &quot-Человек года 5763&quot- стал доктором наук

&quot-Человек года 5763&quot- стал доктором наук

E-mail Печать PDF
- В Московском педагогическом государственном университете состоялась защита докторской диссертации известным историком, лауреатом премии Федерации еврейских общин России "Человек года 5763" Геннадием Костырченко "Политическое руководство СССР и интеллигенция еврейского происхождения (1936 – 1953)".

Как отметил в своей речи диссертант, избранная им тема, изучением которой он занимается с 1991 г., до сих пор сохраняет актуальность.

"До сих пор не утихают споры - и не только между специалистами - о роли евреев в русских революциях, их участии в руководстве большевистской партии и управлении страной, вкладе в победу в Великой Отечественной войне, масштабах Холокоста, по поводу других стоящих в этом тематическом ряду вопросов.

Между тем, существенный пробел в отечественной историографии - следствие былого политизированного табуирования подобной проблематики - до сих пор не преодолен, а значит наши знания о советской эпохе пока трудно считать всесторонними и тем более полностью научно корректными", - подчеркнул Г. Костырченко.

Он отметил, что вклад интеллигенции еврейского происхождения в важнейшие направления развития страны - от научно-технического до культурно-образовательного - был достаточно масштабным.

В конце 1930-х гг. доля евреев среди научных работников и преподавателей вузов в СССР составляла почти 16% (это - более 15 тыс. специалистов), такая же - среди врачей (21 тыс.), 10% - среди инженеров и архитекторов (25 тыс.), более 10% - среди работников культуры и искусств (47 тыс.).

По мнению Г. В. Костырченко, взаимоотношения советского государства с еврейством вообще и с его интеллектуальной элитой в частности можно разделить на три периода: 1. 1917 - 1935 гг.; 2. 1936 – 1953 гг.; 3. 1953 - 1991.

Диссертация, построенная главным образом на найденных автором архивных материалах, охватывает второй, пожалуй самый драматический, из этих периодов.

Как подчеркнул диссертант, с момента прихода большевиков к власти и до начала 1940-х гг. в развитии "еврейской политики" большевиков прослеживаются два принципиально отличных друг от друга периода, социально-политические и этнокультурные параметры которых были заданы общим вектором эволюции государства и общества в СССР.

В первый период (1917-1935) власть преимущественно покровительствовала евреям - и как дискриминировавшемуся при царизме нацменьшинству, и как поддержавшему в большинстве своем советизацию страны - причем не всем, а только тем, кто, отрекшись от “буржуазного” и культурно-традиционалистского прошлого (иудаизма, иврита и т.п.), вступал в "новую жизнь" в качестве "совслужащего", "народного интеллигента" или вообще "трудящегося".Бурно протекавшие тогда ассимиляционные процессы власть хотя и всемерно поддерживала, но не форсировала, более того, спонсировала развитие "пролетарской" идишистской культуры, считая ее переходной к денационализации.Второй период "еврейской политики" (с 1936 г.) протекал в условиях установившегося единовластия Сталина - личности психологически сложной и подверженной юдофобии (Геннадий Костырченко специально отметил огромное влияние Сталина на возникновение антисемитизма во властных структурах) и на фоне переориентации режима c ленинской интернационалистской парадигмы на "этнизацию" власти, что сопровождалось проведением массированных репрессий против нацменьшинств.

Именно на этот период пришелся составивший предметную основу исследования генезис государственного антисемитизма, который в полной мере проявился в 1949-1953 гг.

В основе этого феномена лежали фактор единовластия Сталина и такие составляющие этого политического режима, как идеология "осажденной крепости", изоляционизм, политическая ксенофобия.

Сыграли свою провоцирующую роль и внешнеполитические факторы: послевоенное "холодное" противостояние между разделенными "железным занавесом" советским и западным военно-политическими блоками; образование в 1948 г. государства Израиль, который стал следовать в военно-политическом фарватере США.

Однако, если в нацистской Германии антисемитизм, нося самодовлеющий характер, был частью официальной идеологии и породил трагедию Холокоста, то в СССР он носил латентный ограниченный характер, использовался главным образом как средство манипулирования номенклатурой и давления на интеллектуальный слой, порождая при этом шумные пропагандистские акции (наподобие борьбы с космополитизмом), многочисленные увольнения с работы по так называемому пятому пункту, некоторые другие административные рестрикции.

При этом потаенность и дозированность сталинского антисемитизма исключали возможность осуществления массовых репрессивных антиеврейских акций.

Благодаря тому, что послевоенные репрессии в СССР значительноуступали по масштабу кровавой чистке 1937-1938 гг., в период кульминации антисемитизма от политического террора властей пострадало относительно небольшое количество евреев.Всего в 1948-1953 гг. за "националистическую деятельность" было репрессировано около 1 тыс. евреев, в том числе расстреляно не более ста. Доля евреев в общем количестве советских нерусских граждан, репрессированных после войны по указанному обвинению, не превысила 3%.

Советский режим почти до самого своего конца (во всяком случае до 1988-1989 гг.) также нес на себе печать сталинской "еврейской политики", хотя та и была существенно ограничена, что исключало повторение масштабных пропагандистских и полицейско-репрессивных акций конца 1940 -начала 1950 гг.

Именно под воздействием репрессивного пресса начался процессдифференциации интеллигенции еврейского происхождения, значительная, если не бoльшая часть которой стала ментально отходить от прежней безусловной поддержки режима, постепенно проникаясь оппозиционными настроениями.

Этому в значительной мере способствовала и набиравшая силу "этнизация" сознания еврейского населения, происходившая вследствие пережитого Холокоста и тех же антиеврейских репрессий, рестрикций и пропагандистских акций властей, а также в результате все более усиливавшегося западного (главным образом сионистского) влияния.

Научный консультант Г.Костырченко, доктор исторических наук, профессор А. Данилов подчеркнул в своем выступлении, что в диссертации впервые была показана проблема места и роли взаимоотношений политической власти в СССР и еврейской интеллигенции в предвоенный, военный и послевоенный периоды.

В выступлениях в прениях также отмечалось, что в защищаемой диссертации многие исторические сюжеты, которые до того бытовали на уровне слухов и легенд, Г.В. Костырченко смог поставить на научную почву строго выверенных фактов.

На автореферат диссертации поступили положительные отзывы от исполнительного директора учебно-научного центра библеистики и иудаики Российского государственного гуманитарного университета М. Куповецкого, доктора экономических наук В. Шамберга, ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН, доктора исторических наук О. Будницкого.

На защите присутствовали декан филологического факультета Государственной классической академии Маймонида проф. М. Членов (выступил), сопредседатель научно-просветительского центра "Холокост" И. Альтман и другие специалисты по еврейской истории.

Диссертационный совет единогласно проголосовал за присуждение Геннадию Костырченко ученой степени доктора исторических наук.