Главная Наука и Образование 12 000 учебников для 235 школьников

12 000 учебников для 235 школьников

E-mail Печать PDF
– В 4-х классах нескольких тысяч школ 19 экспериментальных регионов стартовал курс "Основы религиозных культур и светской этики".

Среди предлагаемых шести модулей есть и "Основы иудейской культуры".

Естественно, что у журналистов и экспертов, интересующихся ситуацией в еврейской общине России, возник интерес – сколько же человек выберет этот курс?

Количество учеников (а точнее – их родителей), решившихся на подобный выбор, могло бы продемонстрировать настроение российских евреев и их численность.

Большинство экспертов, в том числе и автор этих строк полагали, что, скорее всего российские евреи предпочтут, чтобы их дети изучали "Истории мировых религий".

Подобный курс помогает сохранить единство среди детей, а кроме того бытовой антисемитизм никто не отменял.

Однако в начале марта в печать попала интересная цифра: издательство "Просвещение" напечатало 12 000 учебников для модуля "Основы иудейской культуры".

Нехитрые вычисления показывали, что эта цифра составляет 4% от общего числа выпущенных учебников. Это означало, что 4% школьников, выбиравших тот или иной модуль - евреи (вариант неевреев, выбравших для своих детей "Основы иудейской культуры" скорее относится к разряду анекдотов про чернокожего, читающего газету на идиш).

В случае дальнейшей экстраполяции получалось, что евреи составляют 4% населения России – то есть около 6 миллионов человек.

Подобные выводы, конечно, захватывали дух. Однако их захотелось проверить. В министерстве образования и науки корреспондента Агентства еврейских новостей любезно попросили направить запрос в пресс-службу.

Ответ пресс-службы (а не, заметим, директора профильного департамента, на имя которого и был направлен запрос), оказался быстрым и поражающим воображение:

"В настоящее время у нас отсутствует точная информация о количестве российских школьников, которые выбрали модуль "Основы иудейской культуры" курса "Основы религиозных культур и светской этики".

То есть получалось, что уважаемое министерство не знало числа учеников, заказывая учебники "на глазок". Интересно, "повезло" ли таким образом только желающим изучать "Основы иудейской культуры" или количество учебников для всех шести модулей планировалось так же?

Пришлось пойти более трудоемким, зато более надежным путем. Просмотр Интернет-ресурсов и прямые запросы региональных министерств и департаментов образования дали искомую цифру:

"Основы иудейской культуры" решили изучать 235 человек. Рекордсменом, вероятно благодаря наличию школы "Ор-Авнер", стали Свердловская область – 99 желающих.

За ней следуют Удмуртия, Еврейская автономная область, Красноярский край и Томская область. В каждом из этих регионов набралось по одному (а в Удмуртии – и два) класса, желающих изучать основы иудаизма.

Еще в десяти "экспериментальных" республиках, краях и областях не нашлось ни одного желающего, чтобы их дети на виду у своих одноклассников изучали основы иудаизма.

Что же касается остальных четырех регионов, то там скорее можно говорить о демонстративном желании продемонстрировать свое еврейство, когда на всю область, край или республику находится от одного до девяти желающих.

В общем сенсации не случилось. Российские евреи остались сидеть в своих шкафах, благоразумно полагая, что преждевременный "выход из шкафа" может принести их детям больше проблем, чем достижений.Впрочем, ситуация может и измениться. Как заметила в разговоре с корреспондентом АЕН представительница органов образования Томской области:

"Это предварительный выбор и он будет уточняться и корректироваться в ходе реализации проекта". Так что в ходе реализации эксперимента возможен некоторый рост численности желающих, хотя вряд ли он будет особенно сильным.

А куда же пошли учебники – те самые 12000? Все оказалось достаточно просто. Источник, близкий к издательству "Просвещение", печатавшему тираж, рассказал корреспонденту АЕН, что большая часть из 12000 учебников пойдет для своеобразных "промо-акций" - учителям в школы, представителям органов власти, родителям – чтобы они могли составить себе представление о курсе.

Непонятным во всей истории остается лишь поведение пресс-службы минобрнауки – ради каких высоких государственных интересов нужно было скрывать запрашиваемые цифры?