День Ребе

E-mail Печать PDF
– Сегодня, 3 тамуза - День Ребе, Главы нашего поколения, лидера еврейского народа Менахема-Мендела Шнеерсона.

Когда Менахем-Мендл появился на свет, Любавичский Ребе Иосиф-Ицхок Шнеерсон отправил одну за другой шесть телеграмм, где дал указания, как обращаться с новорожденным.

Нам известны три из них: надеть на младенца кипу и талескотн, делать ему омовение рук перед тем, как подносить к материнской груди.

В этом алгоритме еврейской чистоты Ребе Менахем-Мендл, возрастая в мудрости и славе, пребывал до конца своей жизни.

Любавический Ребе Менахем-Мендел Шнеерсон (1902-1994) считается наиболее феноменальным еврейским духовным лидером и мыслителем из живших в недавнее время.

Сотни томов опубликованных трудов, тысячи посланников по всему миру, несущих собратьям свет его учения, сотни тысяч последователей, миллионы сторонников и почитателей, для которых он был – и сейчас, после кончины, остается - Ребе.

Учитель, Наставник, Лидер и пример для подражания. Человек, чьими усилиями всколыхнулась совесть поколения и началось духовное пробуждение евреев.

Родился Менахем-Мендл 11 нисана 5662 г. (5 апреля 1902 г. по старому стилю) на юге Украины в городе Николаеве.

Ребе был правнуком и тезкой третьего Любавического ребе Менахема-Мендла из Любавичей. В возрасте 5 лет он вместе с родителями переехал в г. Екатеринослав (нынешний Днепропетровск), где отец его был раввином.

Учился он в Любавическом еврейском училище в Могилевской губернии. В 1927-28 г.г. выехал за учиться границу, вначале в Берлин, затем - в Сорбонский университет (Париж). В 1941 г. эмигрировал в США.

Тесть Менахема-Мендела Ребе Йосеф-Ицхок назначил его главой ряда еврейских благотворительных организаций, а также крупного еврейского издательства.

Ребе Шнеерсон начал публиковать свои комментарии на темы Торы. Его произведения составили более 125 томов. В своих работах ребе Шнеерсон касался широкого круга вопросов: политических, философских, социологических, религиозных.

После смерти Ребе Иосифа-Ицхака Шнеерсона в 1950 году рабби Менахем-Мендл стал его преемником, непререкаемым руководителем Любавичского движения. Лишь год спустя он официально соглашается стать лидером хасидов, седьмым Любавичским Ребе.

Претворяются в жизнь слова Б-га: "И ты распространишься на запад и восток, на север и юг..." Любавичские центры открываются в сотнях городов США и многих других стран.

Более чем в пятидесяти университетах Дома ХАБАД становятся местом встреч и общения; для студентов, оторванных от своих семей, совершаются Б-гослужения; нуждающиеся получают необходимую помощь, для них проводятся религиозные и культурные мероприятия.

В 1953 году Ребе создал женское Любавичское Движение, а несколько лет спустя, в 1955 году, – молодежную организацию. По его инициативе была разработана единая программа реабилитации еврейской молодежи, ставшей жертвой наркомании.

"Мы не должны успокаиваться до тех пор, – говорил Ребе, – пока каждому молодому еврею не будет гарантировано религиозное воспитание".

Под руководством Ребе "Кегос пабликейшн сосайти" стало крупнейшим еврейским издательством в мире. Миллионы книг, учебных пособий и видеокассет на языках от английского до арабского, от фарси до голландского распространяются повсеместно, позволяют каждому желающему изучать Тору.

Ребе внес решающий вклад в создание еврейских учебных материалов. Его комментарии к РаШИ, анализы, ответы на талмудистские вопросы обогатили наше культурное достояние.

Его произведения составляют свыше 125 томов. В один из сборников, "Игрос Койдеш", включена подобранная в хронологическом порядке большая часть корреспонденции Ребе. В своих письмах Ребе касается широкого круга вопросов: мистических, талмудистских, философских, научных, политических, социологических.

"Рош Кол Бней Га Гола", глава всех евреев диаспоры, – такой титул по традиции присваивался лидерам нашего народа во время вавилонского изгнания. На протяжении столетий по мере распространения и расширения диаспоры этот титул утратил смысл, и раввины могли оказывать влияние на своих единоверцев лишь в тех местах, где они выполняли духовную миссию.

Революция, совершенная в средствах связи, открыла духовным учителям еврейской общины возможность играть всемирную роль. Ребе, руководствуясь заветом Баал-Шем-Това любить каждого еврея ("агавас Исроэл"), поставил перед собой задачу выйти за географические и политические границы, оказывать духовную и материальную помощь каждому, кто в этом нуждается."Оэль" – это место, где Любавический Ребе Менахем-Мендел Шнеерсон, был погребен 3-го Тамуза 5754 г. (12 июня 1994 г.), рядом с его тестем, шестым Любавическим Ребе Иосифом-Ицхаком Шнеерсоном.

Понятие Оэль (букв. "шатер") относится к строению, возводимому на месте упокоения Цадика, праведника. Оно также называется Циюн, т.е. "знак".

Все время нашего длительного, тяжелого путешествия через историю, святые места упокоения наших праведных предков были своего рода духовными оазисами.

При том, что согласно еврейскому закону, человек должен адресовать свои молитвы только к Б-гу и больше никому, место упокоения праведного человека считается священным и почитаемым, местом, где наши просьбы к Всемогущему слышимы в заслугу святой души, связанной с этим местом.

На могилах, например, праматери Рахели и царя Давида, упоминаемых еще в Библии и Талмуде, нашли утешение миллионы людей.

Ребе очень часто посещал место захоронения своего тестя, шестого Ребе: два, три, четыре, иногда даже шесть раз в неделю, - принося невзгоды людей и их молитвенные просьбы к этому святому месту.

Сотням тысяч людей Ребе отвечал в письмах: "Я упомяну Вашу просьбу на Циюне". Он кропотливо прочитывал каждую из многих тысяч записок и затем, порвав, оставлял их на могиле, возможно, в качестве физической памяти о самом просителе.

В настоящее время тысячи людей - хасиды и не хасиды, евреи и неевреи, представители всех слоев общества - приезжают со всего мира к Оэлю Ребе за благословением, духовным наставлением и вдохновением.

В письме от 16 Швата 5710 (1950) года Ребе написал слова, указывающие какой должна быть наша связь с цадиком:

"... Покойный мой тесть в одном из писем после кончины своего отца (Ребе Рашаба) писал о цадиках, которые и после смерти охраняют мир: "Они не только не расстаются со стадом, пастырями которого были на земле, но и, представ перед Всевышним, с любовью ходатайствуют за народ Израиля".

Все это применимо и к моему почитаемому тестю, да будет благословенна память его.

Со своей стороны мы должны сохранять и крепить связь с ним: изучать его мааморим, сихос и письма, указания, которые он давал разным людям".