Главная Общины и Традиции Награда сойферу

Награда сойферу

E-mail Печать PDF
- Главному сойферу Национального сойферского центра раввину Реувену Марголину была вручена высокая "Международная награда Объединенной еврейской общины Украины" (International Award) за особые заслуги в возрождении еврейской духовности и восстановление двух уникальных свитков Святой Торы.

Вручая награду, исполнительный директор Всеукраинского союза еврейских общественных организаций "Объединенная Еврейская Община Украины" Иосиф Аксельруд отметил, что, по сути, раввин Реувен Марголин совершил чудо, реставрировав и восстановив два чрезвычайно древних свитка, которые уже собирались захоронить как неподлежащие реставрации.

Принимая награду, раввин Реувен Марголин сказал: "Для меня большая честь получить награду от Объединенной еврейской общины Украины, которую возглавляет Игорь Валерьевич Коломойский.

Я принимаю этот высокий знак отличия как признание заслуг Национального сойферского центра и всей Днепропетровской еврейской общины.

Я счастлив, что нам удаются такие сложные и масштабные проекты, что наш Сойферский центр, главным сойфером которого я являюсь, и который возглавляет раввин Элиша Брам, уверен и в дальнейшем плодотворном сотрудничестве на благо всех евреев Украины".

Национальный сойферский центр (другое название Всеукраинский центр софрута) был основан в Днепропетровске 12 лет назад раввином Элишей Барамом, и за эти годы он подготовил не одно поколение сойферов, и им было осуществлено множество ответственных работ по созданию предметов сойферского искусства: мезуз, тфилин, Свитков Торы.

Одним из важнейших направлений деятельности Центра является не только создание новых, но и реставрация старых, иногда исторических, свитков Торы и других манускриптов.

"Софрут – одна из основ идишкайта, - неоднократно подчеркивал главный раввин Днепропетровска и Днепропетровского региона Шмуэль Каминецкий, - невозможно переоценить важность софрута для возрождения еврейской жизни.

Кроме того, восстановление поврежденных, опаленных войной и Холокостом Свитков, ставших свидетелями ужасающих трагедий еврейского народа - можно уподобить воскрешению мертвых, чуду возрождения.

Десятки и сотни еврейских общин очень нуждаются в свитках Торы, мезузах, тфилин, и Национальный сойферский центр осуществляет важнейшую и благородную миссию чрезвычайной значимости".

Однако два Свитка, которые были спасены и восстановлены специалистами Национального сойферского центра во главе с главным сойфером раввином Реувеном Марголиным, за реставрацию которых он получил международную награду, уникальны и имеют особую историческую судьбу.

Один из них – ашкеназский Свиток, спасенный Вадимом Рабиновичем, президентом Всеукраинского еврейского конгресса, имеющий совершенно особую форму написания букв и другие особенности сойферского искусства, которые позволяют говорить о его исключительности и высочайшей исторической ценности.

Эксперты относят его создание к середине XVIII века, приблизительно датируя его 1740 годом (5500 годом по еврейскому календарю).

История другого Свитка похожа на приключенческий роман. Как рассказал нам Реувен Марголин, один украинский бизнесмен увидел Свиток Торы в коллекции одного из шейхов небольшой арабской страны на побережье Персидского залива.

Шейх очень гордился такой редкостью, хотя, разумеется, и не представлял себе, сколь древний и уникальный Свиток у него находится. Украинский бизнесмен нашел способ спасти Сефер Тору, предложив в ее замен уникальное и роскошное издание Корана.

Когда Свиток привезли в Украину и показали специалистам Национального сойферского центра, они ахнули от изумления – это был сефардский Свиток, который явно был старше пятисот лет!

Экспертные исследования подтвердили предварительный вывод – Свитку около семисот лет, он был написан чуть позже 1300 года (около 5075 – 5090 года по еврейскому календарю).

Свиток этот написан на пергаменте из оленей кожи, а о начертании букв его специалисты дали такое заключение: "Шрифт, которым написан Свиток – это так называемый ктав "Валиш" в его изначальной, сефардской форме (то есть, как писали еще в Испании – после изгнания этот ктав изменился в разных местах).

Форма букв в этом Свитке очень похожа на почерки раби Мошэ Забаро (из "мэгуршэй Сфарад") и раби Азарии Пиджо ("Гидулэй Трума") – и "гимэлы" как "нуны" с "хвостиком", и средняя голова в "шинах", и правая голова в "аинах" и т.д.

Но несмотря на то что это могло бы доказать, что этот Свиток был написан до "гэйруш Сфарад" или сразу после него – но в некоторых местах софэры ещё долго сохраняли "испанскую" форму "валиша" (даже внуки учеников АРИ так писали)".

Оба свитка хранились в Центральной синагоге Киева, синагоге Бродского, но для реставрации они были перевезены в Днепропетровск в Национальный сойферский центр, и кропотливый и тщательный процесс их реставрации занял не один месяц.

Столь высочайшее искусство и самоотверженность для спасения и восстановления свитков, которые иначе были бы в соответствии с еврейской традицией погребены, и были отмечены престижной "Международной наградой Объединенной еврейской общины Украины" за номером 38, которая была вручена лично раввину Реувену Марголину, но который заявил, что он лишь принял ее, но по сути ее получила вся еврейская община Днепропетровска и созданный ею Национальный сойферский центр.