Главная Общины и Традиции Сефар-той от братьев Юсуповых

Сефар-той от братьев Юсуповых

E-mail Печать PDF
-Жителей дома 62-98 на Saunders Street в Рего Парке разбудили звуки карнаев и барабанов: звучали вперемежку песни Аврома Толмасова и хасидов Бруклина. Сефар Той!

В этот день было завершено написание двух Свитков Торы в память о славных людях, внесших достойный вклад в сохранение и развитие духовной культуры бухарских евреев.

Это уроженцы Самарканда Ильяухаим бен Малко и Лея бат Двора Юсуповы, а также их сын, недавно вернувший свою душу Вс-вышнему, да будет благословенна его память, Рошель Юсупов.

Два бесценных дара адресованы ешиве Квинс-гимназия и синагоге имени раввина Илюши Акилова от братьев Михаила и Эдуарда Юсуповых.

"И напишите себе песнь эту, и научи ей сынов Израиля, вложи ее в уста их, чтобы была песнь эта Мне свидетельством в сынах Израиля". (Дварим 31:19).

Торжественная церемония завершения сойфером Ладаевым Свитков Торы проходила в квартире Ширин Пинхасовой. В золотистых бухарских халатах известные в общине филантропы, братья Михаил и Эдуард Юсуповы в окружении раввина Рахамина Лодаева, лидеров и активистов общины бухарских евреев Нью-Йорка дописывали оставшиеся несколько фраз, завершающих Тору.

Тем временем, на улице, к разукрашенному еврейскими символами специальной автоплатформе приготовили место для радостной детворы, и еще несколько сотен детишек стояли за ней, чтобы пешком добраться до Квинс-гимназии, куда предстояло внести два новых Свитка Торы.

В связи с этим событием несколько улиц вокруг Saunders Street были закрыты полицией для проезда. Заботливая Джиджи Беджематович из 112-го полицейского участка помогла организованно провести это шествие, в котором участвовало много детей, что создавало определенные трудности движению транспорта. За это ей особые слова благодарности!

Когда вынесли из дома Свитки Торы, началось всеобщее оживление, стали танцевать, петь. Музыкальной частью заведовал Слава Мататов, и, надо отдать должное его вкусу, с платформы, где были установлены динамики, раздавались родные восточные танцевальные мелодии и песни.

На мой вопрос, почему – два Свитка Торы, заданный Шушане, супруге Рошеля Юсупова, я получил не ответ – она поведала мне небольшую историю.

Рошель Юсупов, как и положено праведным иудеям, задумал осуществить большую мицву: написать Cвиток Торы и посвятить его своим родителям Ильяухаиму и Лее Юсуповым.

К сожалению, неизлечимая болезнь и последовавшая за ним ранняя смерть не дали выполнить эту мицву при жизни. Когда Рошеля не стало, семья приняла решение не только выполнить, но и перевыполнить задуманное отцом.

Они обратились к раввину Рахмину Ладаеву с просьбой написать два Cвитка Торы: один в память о дедушке и бабушке, а второй – об отце. Так, через год после его кончины, они осуществили мечту отца.

Как правило, подобного рода мероприятия проводились в синагоге или ресторане. Но в последнее время братья Михаил и Эдуард Юсуповы, активно стали поддерживать иешиву Квинс-гимназия, в которой учатся их племянники.

Недавно ими был оборудован здесь специальный компьютерный класс, выделены средства для поддержки учащихся. Они стремятся стать частью движения, стремление к которому зародил в душах людей президент Всемирного конгресса бухарских евреев Леви Леваев – основатель первой в Америке бухарско-еврейской ешивы.

Недавно Михаил Юсупов вернулся из Израиля, где был делегатом 12-го съезда Конгресса. Скромный, неговорливый по натуре человек, он с восхищением воспринимал концерт и выступление Леви Леваева, которое произвело на него неизгладимое впечатление.

И глядя на то, что он сейчас делает в общине, я с радостью подумал: "Какие сподвижники Леваева начали развивать свою деятельность, какие серьезные молодые люди!"

Как-то незаметно для себя мы привыкли, что при многих благотворительных акциях, проводимых в общине, постоянно присутствует фамилия Юсуповых. Разве не об этом мечтал Рошель Юсупов – сам по себе образец щедрости, мицво-дусти, гостеприимства, высокоэрудированного человека, стремящегося быть в курсе духовных, интеллектуальных и культурных запросов общины?!

Когда свадебный поезд с двумя невестами – Торами был торжественно внесен в ешиву Квинс-гимназия, я встретился здесь со специально прибывшим из Бруклина исполнительным директором ХАБАД-Любавич по развитию деятельности посланников в мире hfddbyjv Моше Котлярским.

Этот крупный деятель и первоклассный оратор, который может выступать перед многотысячной аудиторией, сегодня предстал как близкий друг и наставник. Недавно мы его слушали на очередном съезде посланников ХАБАДА, на Шабатоне и бар-мицве у Леви Леваева.

- Известно, что Ханука – это символ еврейского образования и воспитания, - начал он. – И тот факт, что вы вносите в ешиву Квинс-гимназия два Cвитка Торы в эти праздничные, радостные и светлые ханукальные дни, свидетельствует о том, что вы правильно понимаете смысл избранной вами мицвы.

Мой тесть, многочисленные родственники в годы войны находились в эвакуации в Самарканде, Ташкенте, и нам известны стойкие духом и богобоязненные бухарские евреи.

Рав Котлярский привел убедительный пример, конкретно демонстрирующий этапы ассимиляции, против которой так борются евреи в диаспоре.

Курируя работу посланников-раввинов по всему миру, он объездил более 80 стран. Недавно, находясь в Алабаме, он встретил пожилого и одинокого еврея.

"Почему ты один, где твои дети?" - спросил рав Котлярский. "Они покинули меня", - ответил алабамец. "Как это произошло?" - не унимался раввин.

"Я не заметил, как медленно теряли смысл празднования Шабата. Я называл его Шабат Кошеш – Святой Шабат, дети – просто Шабат, а внуки – Saturday, который уже не отличается от воскресенья".

Обращаясь к детям, которые тоже заполнили зал ешивы, он призвал их свято соблюдать законы Субботы.

До этого нам показали трогательные, двадцатилетней давности, кадры, которые с трудом откопал в архивах ХАБАДа рав Залман Звулунов. На них члены большого клана Юсуповых и Исхаковых на встрече с самим Ребе Менахемом Мендлом Шнеерсоном – главой Любавичских хасидов.

Выстроившись в очередь, они подошли к нему и получили заветный доллар-благословение.

Надо отдать должное раввинам З. Звулунову и И. Воловику, которые хорошо подготовились к этому событию. Прекрасный вокально-инструментальный ансамбль во главе со Славой Мататавым, Рафаэлем Бадалбаевым, Славой Аронбаевым классно справился с возложенными на него задачами.

Кроме этого, выступали самодеятельные музыканты из ешивы Квинс-гимназия.

Выступивший раввин Коэн от имени коллектива Квинс-гимназии поблагодарил семью Юсуповых и выразил надежду на то, что их пример будет заразительным и к ним примкнут другие члены общины.

В своей речи я рассказал об уникальном дне в истории бухарских евреев. Еще четверть века назад, мы подвергались гонениям за свои религиозные убеждения – и ходить по улицам города с двумя Торами было бы верхом безумия.

А сегодня, благодаря усилиям Эдуарда и Михаила Юсуповых, мы имеем возможность не только гордо ходить по ставшим родными улицам Квинса, но и парадом направляться к ешиве, основанной бухарским евреем, дедушка и отец которого были жертвами сталинских репрессий. Вот это и есть чудо нашей иммиграции!

А разве не чудо иммиграции наличие в нашей общине прекрасной Квинс-гимназии, белоснежного здания Центра бухарских евреев, и величественной Канессои Калон?!

А наличие еженедельного общинного издания – газеты The Bukharian Times и замечательных журналов "Надежда", "Бет-Гавриэль", "Дружба" (кстати, они отмечают уже 500-й номер!), "Женский мир", телевидения "Кайков ТВ", плеяды успешных бизнесменов с Бриллиантовой улицы, когорты видных юристов, врачей, глат-кошерного кетерингхолла и сети ресторанов “Да Микелле”, первого кетеринг-холла "Элит Палас", открывшего новую бизнес-страницу в среде местных рестораторов, и, конечно же, первоклассных филантропов класса Симхи Алишаева, Бориса Кандова, Рахмина Некталова, Бориса Мататова, Эдуарда и Миши Юсуповых и многих других, для которых община – часть их жизни?!

Или другой пример. Знаменательно, что сойфер свитков Торы Рахамин Лодаев – потомок одного из видных религиозных деятелей Самарканда и Израиля Авромхаима Лодаева, который поддерживал общину в трудные годы воинствующего атеизма и антисемитизма в СССР.

И он сегодня с нами, чтобы показать, как в этот день сомкнулись исторические, духовные, культурные и социальные параметры нашей жизни, чтобы все поняли, что пребывание каждого из нас на этой земле тоже чудо, только надо постоянно работать над своей душой и находить силы, чтобы идти тропой света.

Как всегда было интересно слушать приехавшего из Бронкса музыковеда – кандидата искусствоведения Зою Михайловну Таджикову, которая очень точно передала ощущение от праздника семьи Юсуповых.

- Евреи сохранили Тору, как и Тора сохранила евреев, - взволнованно начала она и отметила одну деталь: - В Нью-Йорке сейчас проходит выставка древнейших в мире памятников письменности – Кумранских рукописей, которые датируются 280-м годом до нашей эры. Они будут экспонироваться в нашем городе до 2 января 2012 года.З.М.Таджикова считает, что эти два события вкупе с ханукальными праздниками составляют нечто целое в фокусе сегодняшнего события – написания двух Свитков Торы.

Надо выразить огромную благодарность не только сыновьям, но и супруге Рошеля Юсупова - Шушанне, прекрасным дочерям покойного Ширин и Лие. И конечно же юного Моше Пинхасова. Когда я слушал – не скрою, затаив дыхание, – его выступление, не мог сдержать волнения.

- Я помню, как мой дед зажигал каждый год ханукальные свечи, - сказал Моше. – В чем чудо Хануки? Почему не меркли свечи все восемь дней и ночей?

Он привел известную историю о том, как греки захватили Храм и осквернили там все масла, а потом династия Хасмонеев одержала верх и освободила Храм. Они нашли там только один кувшин чистого масла, запечатанный печатью Первосвященника.

Масла этого должно было хватить на один день, а зажигали его 8 дней. Спрашивается: что же празднуется в этот праздник? Ответ один: поддерживай в своей душе стремление идти к свету, званиям, вере в Хашема – и Б-г сотворит чудо.

- Я посвящаю свое выступление памяти моего деда Рошеля бен Лея Юсупова. И спасибо семье Юсуповых за все, что они делают для Квинс-гимназии, - закончил под бурные аплодисменты юный оратор.

И это главный итог дня: внук в черной кипе вносит в родную ешиву Свитки Торы, написанные его дядями Эдуардом и Михаилом Юсуповыми, в память о его предках, и обещает хранить еврейскую традицию всегда!