Главная Очерки Евреи на постсоветском пространстве

Евреи на постсоветском пространстве

E-mail Печать PDF
– В Рижском еврейском общинном центре прошла международная конференция "Евреи на постсоветском пространстве: опыт, проблемы, достижения", посвященная 20-летию прошедшего 21-22 мая 1989 года в Риге "круглого стола" по проблема советского еврейства.

Конференция прошла при поддержке Евроазиатского еврейского конгресса и Совета еврейских общин Латвии.

Открывший конференцию глава Ваада Украины, председатель Генерального совета ЕАЕК Иосиф Зисельс призвал собравшихся почтить минутой молчания тех участников "круглого стола" 1989 года, которые не дожили до нашего времени.

Затем И. Зисельс рассказал о задачах конференции. Саму идею ее проведения подал вице-президент Всемирного конгресса русскоязычного еврейства и участник "круглого стола 1989" Валерий Энгель.

По словами господина Зисельса конференция первоначально задумывалась как просто юбилейное мероприятие, но в ходе ее подготовки было решено посвятить ее анализу 20-летнего пути пройденного русскоязычным советским и постсоветским еврейством.

Именно поэтому на конференцию помимо ветеранов еврейского независимого движения был приглашен ряд экспертов, которые могли взглянуть на пройденный путь со стороны.

Председатель Генсовета Евроазиатского еврейского конгресса напомнил, что круглый стол в Риге в 1989 году стал "первым голосом советского еврейства".

"Евреи молчания" на этом закончились", - подчеркнул Иосиф Зисельс, напомнив, что многие темы еврейской жизни и даже ряд терминов, таких, как "еврейская община" впервые прозвучали именно в Риге.

Историческое значение прошедшего 20 лет назад "круглого стола" глава Ваада Украины увидел также в том, что именно после начала диалога на этом форуме удалось свести к минимуму конфликт между сторонниками массированной эмиграции и сторонниками легальной культурной работы в СССР.

Генеральный секретарь Евроазиатского еврейского конгресса Михаил Членов рассказал о предыстории "круглого стола" 1989 года. "В феврале 1989 года из СССР уехал последний из серьезных отказников – Юлий Кошаровский, и отказническое движение после этого "сдулось".

Международный еврейский мир смотрел на это, не очень понимая, что предпринимать. Было понятно, что надо говорить и нас позвали сказать", - сказал он. Говоря о прошедшем 20-летии, М. Членов заметил, что мы все пережили эмиграцию в новую страну.

Руководитель отдела политического планирования МИД Латвии Гинтс Егерманис заметил, что по его впечатлениям евреям Латвии "более-менее приятно" жить там.

В связи с этим он вспомнил о своей встрече с президентом AJC Дэвидом Харрисом, который сказал, что один из основных принципов работы комитета – наблюдение за тем, как чувствуют себя евреи. Если община, живущая в том или ином государстве, чувствует себя комфортно, то обычно речь идет о демократическом государстве.

Представитель латвийского МИД также заметил, что латышская диаспора могла бы поучиться сохранению национального самосознания у диаспоры еврейской.

Посол Израиля в Латвии Хен Иври напомнил собравшимся, что в этом году отмечается не только 20 лет "круглого стола " в Риге, но и 40 лет выступлению Голды Меир в Кнессете с призывом начать борьбу за репатриацию советских евреев.

Бывший лидер еврейской общины Латвии и один из инициаторов проведения "круглого стола" в 1989 году, Григорий Крупников, напомнил, что Рига два десятилетия назад была избрана для проведения первого официального собрания представителей еврейских организаций всесоюзного масштаба как наиболее свободная на тот момент территория СССР. В качестве иллюстрации он привел призыв 20-летней давности: "Не бойтесь говорить открыто. Вы – в свободной Латвии!"

Председатель Совета еврейских общин Латвии Аркадий Сухаренко, заметив, что 20 лет – это большой срок в меняющемся мире, подчеркнул, что после выхода еврейского движения из подполья легче не стало: "Бороться было легче, чем после окончания борьбы найти свою дорогу и построить еврейскую общину".

Он также выделил основную проблему, с которой столкнулись еврейские общины постсоветского пространства – отсутствие полноценной системы образования, которая позволила бы подрастающему поколению занять достойное место в обществе, и подчеркнул необходимость поддержки малоимущих членов общины.

"Без духовной основы еврейская община не может существовать, и потому мы заняты и реставрацией Рижской синагоги – единственной пережившей Вторую мировую войну", - отметил председатель Совета еврейских общин и Латвии и пожелал участникам конференции не только отметить торжественную дату, но и провести полезные дискуссии.

Работа конференции была построена так: всего было выделено 12 секций, посвященных тем или иным проблемам постсоветского русскоязычного еврейства.

Работа каждой секции начиналась с выступления председательствующего, обозначавшего рассматриваемую проблему. Затем шел основной доклад или доклады, ответы на вопросы, и резюме заседания, которое делал отдельный докладчик.

Израильский политолог Зеэв Ханин, анализируя путь, пройденный русскоязычными евреями за 20 лет, отметил, что уже в 1989 году отчетливо проявились тенденции, характерные для еврейской общинной жизни: сочетание инициативы "снизу" и инициативы властей, которым еврейское движение требовалось для "предъявления" на Западе, противоречия между "культурниками-сионистами" и "культурниками-легалистами", противоречия между сторонниками активного участия в политической жизни стран проживания и сторонниками политического изоляционизма.

Большое внимание было посвящено проблеме еврейской идентичности, внимание к которой привлек Иосиф Зисельс. Михаил Членов обратил внимание на наличие трех типов еврейской самоидентификации: через религию (он принят в США), национальной, когда под нацией понимается гражданская нация, и этнической с элементами религиозной (этот тип самоидентификации распространен в странах бывшего СССР).

Историк и этнограф Валерий Дымшиц сделал исторический обзор идентификации, заметив, что еще до 1917 года она начала изменяться с религиозной на культурно-языковую.

Борьба большевиков против иудаизма ускорила этот процесс, также как Холокост и сталинские репрессии против видных представителей советской идишистской культуры привели к тому, что в 1960-х произошел отказ от идиша в пользу русского языка, который и объединяет постсоветскитх евреев.

Доклад Михаила Членова был посвящен демографии постсоветского еврейства. Основываясь на данных переписей населений, проведенных в начале тысячелетия, он определил численность так называемого "еврейского ядра" (то есть лиц, для которых еврейская идентичность является доминирующей) примерно в 400 тысяч человек.

Впрочем, в дальнейшем это количество, главным образом усилиями ответственных за алию чиновников "Сохнута", было расширено проявлением категории "подлежащих действию Закона о возвращении".

Докладчик подчеркнул, что доминирующей тенденцией продолжает оставаться демографический спад, начавшийся с массовой эмиграцией в Израиль, США и Германию в 1989-1996 гг.

В дискуссии по докладу Иосиф Зисельс заметил, что реальную статистику прироста/сокращения постсоветского еврейства еврейские организации утеряли после отмены пункта "национальность" в документах.

По его подсчетам "расширенная еврейская популяция" составляет 800 тысяч человек в России и 300 тысяч человек в Украине. В свою очередь Валерий Дымшиц напомнил фразу первого президента Академического совета Центра "Сэфер" Рашида Капланова о том, что еврейская демография – это оккультная наука.

Историк и журналист Семен Чарный посвятил свой доклад структурам еврейской общины на постсоветском пространстве, проследив этапы ее развития, и отметив некоторые особенности: значительное количество зонтичных организаций (и редчайшее исключение – Латвию, где такая организация одна), почти полное отсутствие зонтичных организаций на низовом уровне, концентрацию общинных структур в нескольких крупных центрах (на Москву, Санкт-Петербург и Киев приходится десятая часть всех зарегистрированных на постсоветском пространстве еврейских организаций), и их значительный социальный уклон (более 10% зарегистрированных организаций – благотворительные, без учета тех из них, которые составляют подразделения местных общин).

Отдельная секция была посвящена деятельности международных еврейских организаций на постсоветском пространстве. Представитель ОРТ Давид Бениш отметил, что его организация старается вовлекать в свои проекты максимальное количество детей, чтобы обеспечить возвращение к корням максимального количества людей.

Представлявший "Джойнт" Ицхак Авербух, рассказал, как менялась деятельность "Джойнта" на постсоветском пространстве, с которой он связан уже 18 лет. В настоящий момент "Джойнт" помогает примерно 200 тысячам человек через систему хеседов.

И. Авербух подчеркнул, что "Джойнт" жестко контролирует расходование средств, и сам, в свою очередь подвергается контролю со стороны предоставляющей эти средства "Clаims Conferenсe".

На постсоветском пространстве существует 16 представительств "Джойнта", а площадь контролируемой ими недвижимости равняется 55000 квадратных метров. Говоря о планах "Джойнта" на будущее Ицхак Авербух подчеркнул, что грядущее сокращение расходов не затронет социальные программы – сокращаться будет лишь инфраструктура "Джойнта".

Представлявший "Сохнут" Алекс Кац заметил, что если ранее "Сохнут" ориентировался на алию, а все остальное шло по остаточному принципу, то сейчас картина иная – на первое место выдвигается еврейское образование.

Президент NCSJ Марк Левин вспомнил о том, как первоначально зарубежные еврейские организации с большой осторожностью относились к возникшим в СССР еврейским структурам, видя в них некие "суррогаты", но NCSJ стремился к партнерству и созданию почвы для роста российских еврейских общинных структур.

Дискуссию вызвал доклад директора Центра "Сэфер" Виктории Мочаловой о состоянии еврейского высшего образования. Она в частности отметила, что более жизнеспособными оказались учреждения "встроенные" в государственные ВУЗы, в то время как частный Еврейский университет в Москве закрылся, а Петербургский еврейский университет потерял свое помещение и был вынужден переехать в помещение, предоставленное одной из еврейских школ.

В своем содокладе Валерий Дымшиц отметил, что участие в изучении еврейской народной культуры имеет огромное значение для индоктринации еврейской молодежи.

Выступивший в дискуссии известный психолог Владимир Собкин отметил, что, по его мнению, доклад В. Мочаловой излишне оптимистичен и дал свой, пессимистический прогноз развития еврейского образования, связывая его прежде всего с отсутствием у значительной части руководителей еврейских организаций важности построения наукоемкой процедуры управления еврейской общиной.

В ответ В. Мочалова заметила, что для развития ВУЗов важна и личность их руководителей, приведя в качестве примера руководителя кафедры иудаики ИСАА МГУ "платящего кровью" за успех учреждения. "А если сидеть и заниматься семиотическими исследованиями и семейными делами, то дело, конечно, рушится", - резюмировала она.

К теме образования примыкала и тема ситуации с еврейскими кладбищами. Выступавшие на ней историки Артем Федорчук и Борис Хаймович, политолог Яков Басин сходились на том, что ситуация сложилась более чем критическая.

Кладбища хоть как-то поддерживаются в порядке пока в городах есть активно функционирующие еврейские общины. Но множество кладбищ в бывшей "черте оседлости" по понятным причинам остается без ухода уже несколько десятилетий. Само приведение их порядок стоит дорого.

Так, к примеру, приведение в порядок Черновицкого еврейского кладбища с 50 000 захоронений оценивается не менее чем в миллион долларов. Выход из ситуации участники сессии видели в переносе наиболее примечательных мацев в музеи.

Виктория Мочалова, в свою очередь заметила, что сохранение еврейских кладбищ зависит от местного, нееврейского населения. В качестве примера она рассказала историю, услышанную на конференции по сакральной географии.

Люди, оставшиеся после взрыва Чернобыльского реактора, в закрытой зоне, сочли, что взрыв был наказанием небес за разрушение оhеля на могиле Чернобыльского цадика при строительстве АЭС. Эти люди, православные христиане, сами восстановили оhель, пытаясь таким образом "отмолить" чужой грех.

Открывая секцию, посвященную ситуации с антисемитизмом на постсоветском пространстве, Михаил Членов заметил, что антисемитизм на территории бывшего СССР носит специфический характер: "Если в Европе развивается так называемый "новый антисемитизм", маскирующийся под "антисионизм", то здесь пока все держится в старых рамках".

Яков Басин обратил внимание собравшихся на разность европейского и американского подходов к борьбе с антисемитизмом. Для лучшей иллюстрации этого он вспомнил о своем первом визите в Антидиффамационную лигу в 1990 г., когда представителей АДЛ интересовали лишь два вопроса: сколько евреев было линчевано и сколько синагог подожжено.

"С большим трудом над удается оспаривать мысль о том, что самый опасный антисемитизм – это антисемитизм криминальный", - отметил он, подчеркнув, что главная задача представителей еврейских общин в сфере борьбы с антисемитизмом – это разоблачение антисемитских мифов.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод обрисовал общее состояние дел с антисемитизмом в России. По его словам в стране насчитывается не менее 7 издательств, выпускающих антисемитскую литературу (причем их книги часто оказываются на книжных ярмарках и в респектабельных книжных магазинах) и около 100 газет, исповедующих подобные взгляды.

Антисемитская риторика используется целым рядом партий во время избирательных кампаний (среди этих партий особенно выделяется КПРФ).

Ежегодно происходит по 10-15 нападений на евреев и по 15-20 нападений на синагоги, осквернений могил и т.д. При этом правоохранительные органы без большой охоты берутся за подобные дела, нет требуемого количества экспертов, отсутствует межобщинная система обмена информацией.

В качестве одного из выходов Александр Брод предложил проводить образовательные семинары для общинных лидеров.

Подводя итоги работы секции Марк Левин напомнил, как 20 лет назад, в эпоху популярности теории о "конце истории", бытовала и теория о "конце антисемитизма", которая также оказалась неверной.

М.Левин призвал шире использовать влияние международных организаций в борьбе с антисемитизмом и использовать все возможные трибуны для побуждения властей государств, где живут евреи, бороться с этим злом.

Выступление Аркадия Сухаренко было посвящено проблемам реституции еврейской собственности в Латвии. Он отметил, что Латвия, вместе с Литвой– одна из немногих стран восточной Европы, где процесс реституции не закончен.

В Литве сейчас общине предлагают компенсацию в 136 миллионов литов, но община недовольна слишком длинными сроками ее выплаты. В Латвии же община стремиться, чтобы в число возвращаемого имущества было включено не только имущество, принадлежавшее до 1940 г. общине, но также и собственность жертв Холокоста, оказавшихся без наследников.

Глава Совета еврейских общин Латвии отметил также, что сейчас еврейская община Латвии едина (в то время как еще в начале 2000-х ее раздирали противоречия) и официально признана государством как институция, так что после совершения хупы новобрачным уже не нужно идти в отдел бракосочетаний мэрии.

Еще одной темой, рассмотренной на конференции, стала жизнь русскоязычного еврейства в Израиле и США. Выступление активиста еврейского независимого движения 1970-х – 1980-х и автора многотомных воспоминаний о тех временах Юлия Кошаровского было выдержано в благостных тонах и сводилось к фразе: "Русская алия – это большой успех!"

Зеев Ханин в свою очередь отметил такие особенности русскоязычных евреев, как голосование за правоцентристов или праволиберальные партии, склонность к урбанизации, появление феномена "полуторного поколения" – людей прошедших акультурацию, но не ассимиляцию в Израиле, наличие значительного количества членов семей-неевреев (по разным подсчетам – от трети до половины).

Последняя секция была посвящена судьбе русскоязычной еврейской прессы. Как мрачно заметил редактор старейшей "Международной еврейской газеты" Танкред Голенпольский за прошедшие 20 лет были потеряны связи между столичными СМИ и регионами, сократилось число читателей, а спонсоры в последние годы, начали говорить о "неинтересности" газеты, которая "не пишет про гольф и о новых автомобилях".

Основной докладчик на этой секции, Владимир Палей, отметил, в свою очередь, что за эти 20 лет не удались попытки создания коммерческих еврейских СМИ, и в итоге, они разделились на две неравные части "независимых" и "корпоративных" (последних, естественно, больше). На фоне умирания бумажной еврейской прессы, большое значение приобрели Интернет-СМИ и социальные сети.

В рамках конференции состоялась также встреча с президентом Латвии Валдисом Затлерсом. В ней приняли участие Михаил Членов, руководитель Департамента общественных связей ЕАЕК Роман Спектор, Эндрю Бейкер, Алекс Кац, Валерий Энгель, Григорий Крупников, Аркадий Сухаренко, Леонард Терлицкий.

Господин Затлерс отметив, что Латвия была одним из центров еврейского независимого движения в СССР, а сейчас еврейская община страны чувствует себя достаточно уверенно, внес в сугубо протокольную речь и личную ноту, вспомнив, как уговаривал (и уговорил) своего коллегу, врача-еврея, отдать ребенка именно в еврейскую школу.

Подводя итоги конференции, Валерий Энгель отметил важность того, что еврейским политикам и экспертам удалось обменяться мнениями о ситуации, и предложил сделать подобные встречи регулярными.

Михаил Членов также подчеркнул полезность встречи, отметив, как положительный факт, что она "не превратилась во встречу старых большевиков", и выразил надежду, что на следующей подобной конференции, которая планируется в декабре 2009 года в Москве, разговор пойдет уже не о том, что было, а о том, какие стратегии возможны в будущем.

Иосиф Зисельс со своей стороны, выразил сожаление тем, что далеко не все эксперты и участники смогли прибыть в Ригу, в результате чего часть тем осталась не освещена, либо была освещена недостаточно.

Он также выразил особенную благодарность исполнительному директору Рижской еврейской общины Гите Умановской, на чьи плечи были взвалены многочисленные логистические проблемы, связанные с конференцией.

В знак особой благодарности издатель газеты "Bukharian Times" Рафаэль Некталов подарил Г. Умановской диски с семью часами записей бухарско-еврейских певцов и музыкантов.