Главная Очерки Всё об ашкеназских евреях

Всё об ашкеназских евреях

E-mail Печать PDF
- В кошерном ресторане "Нуддлз" состоялась очередная встреча лектория "Лицом к лицу", рассказывающего о жизни различных народов, населяющих Россию.

На сей раз речь шла об ашкеназских евреях.

Поскольку встреча проводилась при поддержке международной еврейской студенческой организации "Гилель", мероприятие открыло выступление директора московского отделения этой организации Елены Крулевич, которая, рассказав об организации, выразила надежду, что собравшиеся будут посещать и другие мероприятия "Гилеля".

Организатор лектория Бэлла Шахмирза заметила по этому поводу, что мероприятия "Гилеля" отличает атмосфера доброты.

Историк и журналист Семен Чарный рассказал об истории ашкеназского еврейства. По его словам в древности слово "Ашкеназ" значило север, а в Средние века это название было перенесено на Германию.

И жившие там евреи получили название "ашкеназы". Эти евреи пришли в Германию с территории Италии и Франции примерно в IX-X вв. н.э. Первые общины возникли в городах, расположенных в долине Рейна.

Затем началось движение на восток и уже в XII веке евреи достигли Польши, где одним из памятников их появления стали монеты одного из польских князей с надписями на иврите.

Продвижение через Германию дало этим евреям свой язык – идиш . По мере того, как Польша расширялась на восток, а в Западной Европе происходило изгнание еврейских общин то из одной, то из другой страны, евреи продвигались в восточном направлении и к началу XVII века расселились на территории современных Литвы, Белоруссии и Украины.

По некоторым данным, тогда на территории этого государства, простиравшегося от Балтийского и почти до Черного моря, жило 90% еврейского населения мира.

Причем селились они не столько в больших городах, население которых не было довольно новыми конкурентами и часто получало у королей грамоты с привилегий не пускать к себе евреев, сколько в небольших городках - местечках, особенно появлявшихся на землях, пожалованных польской аристократии.

Этим городкам нужно было население, а особо много желающих ехать в эти земли, бывшие неким аналогом Дикого Запада в США, не было.

Страшные погромы середины XVII века, произведенные казаками Богдана Хмельницкого, привели к тому, что ряд общин исчез и был восстановлен позже. Многие евреи бежали на запад, где ситуация с преследованиями стала чуть лучше. Однако, многие и остались.

В XVII веке среди ашкеназских евреев распространяется новое религиозное течение – хасидизм. В отличие от исповедовавшихся верхушкой общин принципов, гласивших, что хороший еврей – это то, кто изучает Тору, а у "неучей" нет удела в Царствии небесном, хасидизм поставил в центр искреннюю молитву и радость общения с Б-гом.

Появление нового течения вызвало многочисленные раздоры в еврейской среде, однако постепенно хасидизм стал доминирующим течением на территории расселения ашкеназских евреев.

Исключением была Литва, в результате чего противостоящие хасидам ортодоксы получили название "литваки".

Пока продолжалось это противостояние, Польша исчезла как государство, будучи разделена между Пруссией, Австрией и Россией.

Но если в Австрии и Пруссии евреи довольно быстро получили равные права, то в России их жизнь оказалась скована массой ограничений. Они были заперты в т.н. черте оседлости, выезжать за пределы которой без особого разрешения не дозволялось.

В самой этой "черте" евреям запрещали селиться в сельской местности, вынуждая тесниться в местечках. В конце XIX начинаются погромы, а власти недвусмысленно предлагают им эмиграцию.

В итоге около 2 миллионов евреев в 1881-1914 гг. выезжают в США. Тогда же начинается алия в Палестину, поскольку именно русское еврейство глубже всего восприняло идеи сионизма.

Революция 1917 г. отменяет все ограничения для евреев, а 1920-е-1930-е в рамках политики "коренизации" организуются национальные сельсоветы, национальные районы (их было пять – в северном Крыму и южной Украине), проводится масштабные эксперименты с приучением евреев к земледелию (их итогом было около 200 000 евреев-крестьян к концу 1930-х), создаются школы с преподаванием на идиш, издается литература на идиш ( при этом иврит стараниями "идишизаторов" объявляется "реакционным языком").

Однако к концу 1930-х все эти эксперименты прекращаются, национальные районы и сельсоветы отменяются (от них остается только Еврейская автономная область на Дальнем Востоке, создававшаяся как противовес проектам сионистов).

Многие представители еврейского истеблишмента гибнут во время репрессий 1930-х. Затем во время Великой Отечественной войны нацисты уничтожают около 3 миллионов евреев.

В результате у культуры на идиш исчезает массовый потребитель, а после дела Еврейского антифашистского комитета в 1952 г. – и наиболее талантливые авторы.

В конце 1980-х - первой половине 1990-х происходит массовая алия в Израиль, выезд в Германию и т.д., что приводит к существенному сокращению численности еврейской общины на территории бывшего СССР.

В настоящее время речь идет о нескольких сотнях тысяч человек, при этом среди них достаточно мала прослойка молодежи.

Впрочем, здесь лектор выразил некоторый оптимизм, подчеркнув, что количество евреев имеет тенденцию к увеличению за счет тех, кто обнаруживает у себя еврейские корни до того не афишировавшиеся.

Генеральный директор Федеральной еврейской национально-культурной автономии Евгения Михалева в начале своего выступления заметила, что культура на идиш все же не погибла полностью, как можно было счесть из слов предыдущего докладчика.

В качестве доказательства она продемонстрировала недавно вышедший идиш-русский словарь.

Говоря об изменениях в еврейской общине России за последние 20 лет, Е. Михалева отметила, что по ее мнению самым важным изменением стало появление инициативы снизу и волонтерства.

Инна Суд рассказала о блюдах еврейской кухни, а заодно и продемонстрировала как готовится одно из них – штрудель, которым с удовольствием лакомились слушатели.

Был и непременный урок еврейских танцев, а также викторина на которой нужно было угадать по фотографии того или иного представителя ашкеназского еврейства.

Напоследок Бэлла Шахмирза рассказала о некоторых пословицах и поговорках ашкеназских евреев.