Главная Очерки По еврейским местам Молдавии

По еврейским местам Молдавии

E-mail Печать PDF
- 55 студентов-евреев со всей Молдавии приняли участие в экспедиции по еврейским местам Молдавии, организованной Еврейским агентством "Сохнут".

Еврейские местечки… Огромный культурный материк, канувший в лету. Его можно соотнести лишь с идиллическим миром библейского Израиля, но, то был потерянный Рай, а это – последовавшее изгнание…

Есть ли предназначение у прошлого? Наше настоящее – лишь видимое звено между исчезающим прошлым и едва различимым будущим.

Однако память, ностальгия и грезы вновь и вновь влекут нас в этот мир, в нашу колыбель, к библейским осколкам прошлого, которые вскоре исчезнут навсегда.

В этом году экспедиция стала более акцентированной и была полностью посвящена исследованиям мест бывшей черты оседлости молдавских евреев на севере Молдовы.

В этой экспедиции было сложно спланировать все до мелочей, участники имели лишь четкую привязку к ночлегу и карту еврейских местечек на выбранном маршруте.

Кое-где они уже бывали и что-то уже знаели, о чем-то читали или слышали. Главным для них было еврейское наследие. Основной упор был сделан на раскрытие мира местечек, на архитектурные шедевры и кладбищенские стелы.

Социальное потрясение ХХ века, Холокост и эмиграция разорвали цельное бытие местечек. Дороги, по которым идут сегодня "разные" евреи – это старики, живущие долгожданной встречей со своими родными, сгинувшими в гетто.

Им посчастливилось выйти живыми из ада Катастрофы, но они навсегда остались в том времени. По другой дороге идут еврейские общины современных местечек, хранящие память о прошлом, и пытающиеся понять свое будущее в условиях демографического падения.

И, наконец, дорога духовных последователей учения хасидских цадиков, иностранных евреев-паломников бесконечно оторванных от реалий своей духовной родины.

Среди этих путей лежит и наша дорога, молодежи Молдовы, для которых мир местечек – неизбывная ностальгия, этнический и ментальный локус. Явно или подспудно мы обращаемся к нему как к источнику, черпаем силы и вдохновение для жизни и творчества.

Итак, в этот раз, экспедиция началась с Единец, где с участниками поделился своими исследованиями бытия еврейских местечек и жестокой реальности существования в гетто и пересыльных лагерях в годы Катастрофы, историк, председатель общественной организации "Немурире" Юрий Васильевич Загорча.

В жаркий июльский день он провел членов экспедиции пешком по дороге из села Фынтынэ Албэ к селу Фрасин Единецкого района. Этот путь он называет "Дорогой Памяти", дорогой, по которой в небытие уходили сотни тысяч обреченных стариков, женщин и детей.Его рассказы о том, что здесь происходило впервые месяцы и последующие годы войны потрясли участников экспедиции и надолго останутся в их памяти.

Дело в том, что немецкие и румынские фашисты, осуществили свой проект "освобождения территории" Бессарабии от евреев. Для этого в Липканах они создали сборный пункт, куда сгоняли евреев из окрестных сел и местечек, из Черновиц и области, Хотина и севера Молдовы.

Из Липкан, через Берлинцы и Бричаны, их отправляли в гетто в городе Единцы. Дальше путь несчастных лежал в двух направлениях: на Сороки и на Атаки.

На пути следования, через каждые 30-40 км были приготовлены ямы, куда сбрасывали трупы убитых по дороге отставших, обессилевших.

На дороге в сторону Сорока уже стоят памятники, установленные Юрием Васильевичем Загорча и семьей Аккерман.

Участники экспедиции, все как один, выразили мнение о том, что было бы значительно, если бы в начале этой "Дороги Памяти" в Липканах стоял памятный знак, говорящий об этой трагедии и о пути мучеников в небытие, только потому, что они евреи.

Дороги, дороги, проселки – сколько же вас, о чем перешептываются поля и вековые деревья вдоль обочин, время от времени, раскрывая страшные тайны Холокоста.

И, на сей раз, приехав в село Климауцы Дондюшанского района, участники экспедиции узнали от встретивших их местных жителей и от неизменного гида Ольги Владимировны Сивак, сотрудницы еврейской библиотеки имени Мангера из Кишинева, о событиях в здешних местах и о страшной трагедии, об убийстве немецко-румынскими фашистами 540 ни в чем не повинных стариков, женщин и детей. Они лежат в пяти могилах на окраине села.

Жил в Климауцах учитель-еврей, приехавший сюда из Ленинграда. Его стараниями на месте одного из захоронений близ дороги был установлен памятник всем убиенным.

Прошло время, учитель Фридель Элевич Слизский умер, а его жена Ирина уехала из этих мест, а через несколько лет куда-то исчез и памятник, осталась только ограда.

Никто из встреченных местных жителей не смог ответить, куда мог исчезнуть памятник, они лишь грустно пожимали плечами.

В соседнем селе Чернолевка никогда не было памятников, но жители этого села передают из поколения в поколение различные истории о живших здесь евреях, а еще свидетельства о том, как через село шли нескончаемые колонны измученных людей, их вели в сторону моста в Атаках.

Здесь, в Чернолевке, участников экспедиции встретил примар села и весь коллектив местной примэрии. Надежда Николаевна Лисник, сотрудник примэрии, рассказала, что ее тетя, Надежда Пушкаш, во время войны спасала маленькую 8-летнюю еврейскую девочку Соню.

Незадолго до окончания войны ее нашли родственники, сегодня Надежда Николаевна не знает о Сониной судьбе ничего, но надеется, что она жива и здорова.

Следующим этапом "Дороги памяти" стали Атаки, откуда евреев рассылали в различные лагеря в Транснистрии. В Атаках участники экспедиции посетили место, где находятся руины старой синагоги.

Такой тип архитектурного строительства синагог они наблюдали не только в Атаках, но эта синагога была в несколько раз больше ранее увиденных синагог в Молдавии.Об архитектуре синагог им поведал специально приглашенный на экспедицию историк из Санкт-Петербурга Николай Демьянов.

По старой, проверенной не раз, традиции встречу Шабата члены экспедиции провели в пансионате «Дачия» в Ваду-луй-Водэ. Здесь мадрихи и знатоки еврейской истории провели цикл лекций по еврейскому наследию и еврейским традициям. Вместе пели шабатние песни, вместе вспоминали о прошлых экспедициях и их результатах.

Что может быть прекраснее природы?! Она чарует, околдовывает, навивает фантастические идеи и планы преобразования души, но память опять и опять возвращает нас в прошлое.

На молдавских дорогах не уснуть, по мнению некоторых туристических групп, чего не скажешь об участниках экспедиции, утомленные продолжительными лекциями, философскими рассуждениями, бурным обменом мнений, сменяющихся вечеринками и полуночными "отбивками" предыдущего дня, ребята прекрасно отсыпались по дороге в Тыргул Вертюжень.

Название говорит само за себя, в середине XVIII века этот населенный пункт получил статус торгового места (тыргул), где была основана еврейская сельскохозяйственная колония.

Фашисты устроили в Вертюжанах пересыльный лагерь, куда со всего севера Бессарабии и из Румынии они согнали 22 тысячи узников. Масштабы злодеяний немецко-румынских захватчиков еще раз привели ребят в негодование.

В скорбном молчании ребята добрались до Вадул-Рашков. Прекрасное и самобытное село, с голубыми домами, украшенными росписью и резными наличниками, заборами, сложенными из бутового камня, узкими, извилистыми улочками, буйной зеленью садов и огородов.

Здесь тоже проводились знаменитые Рашковские ярмарки, останавливались торговые караваны, работала таможня, действовали пограничники. Со стародавних времен здесь была переправа, которая связывала правый и левый берег Днестра.

Рядом с Вадул-Рашков находится село Сокола.Вадул-Рашков известен с 1447 года благодаря боярину Рашкову, а вадул – это переправа.

Вадул-Рашков был молдавскоо-еврейским населенным пунктом. Здесь в 1897 году жило 3237 евреев – 70% населения. К 1930 году – 1958, что составляло 50% населения. В селе было 7 синагог, 4 заводика по производству растительного масла, портняжные и кожевенные мастерские, свечные заводы, мельницы.

Село было богатым, шумным, работящим и очень гостеприимным. Здесь был почтово-телеграфный пункт, а почтовый тракт, отмеченный каменными крестами, существует и сейчас.

В 1870 году здесь была открыта больница, действовали школа, гимназия, талмуд-тора (школа) для бедных. В 1912 году была открыта библиотека, которая в сентябре 2012 года отметит столетний юбилей.

В селе нищих и бедных практически не было, причем учиться и развиваться могли как дети зажиточных родителей, так и те, кого сегодня называют "социально незащищенные" слои.

Во время войны фашисты планомерно расстреливали еврейскую часть Вадул-Рашкова. Богатые двухэтажные усадьбы, занимавшие половину села, были уничтожены.

От еврейского прошлого остались лишь воспоминания, причем, как видно из встреч с примарем Валентиной Николаевной Пайереле и людьми Вадул-Рашков и Соколы, приятные, но полные тоски по богатому, дружному житью. Сегодня в селах евреев нет.

Зато в Вадул-Рашкове находится одно из самых больших еврейских кладбищ в Европе. За последней улицей – ряды каменных памятников и овальной формы надгробий с надписями на иврите.

Кладбище спускается к Днестру, что делает здешние виды потрясающими. В Вадул-Рашкове хоронили евреев со всех окрестных сел. Самое старое захоронение датируется 1736 годом.

Вот здесь члены экспедиции и решили поработать. Спасибо примару села В. Н. Пайереле, людям из села Сокола за то, что так гостеприимно приняли экспедицию.Обустроили им ночлег и питание.

За 2 дня пребывания в Вадул-Рашков ребята провели каталогизацию самой старой части еврейского кладбища. В скором времени информацию о каталогизации они соберут в один электронный источник и передадут библиотеке им. Мангера, где имена захороненных здесь триста лет назад людей сохранятся на долгие года.У участников экспедиции же осталось приятное чувство от выполненной работы, память об увиденном и услышанном, гордость от того, что они часть этого народа, и пытаются продолжить его историю, раскрывая тайны жития в прошлом, чтобы донести их до нынешнего поколения.

Память должна быть неувядаемой, даже если события были кровавыми и жестокими.

Уезжая, ребята оставляют чувство благодарности местным жителям Вадул-Рашков, Соколы, которые искренне, от всей души, делились с ними не только кровом и едой, но и воспоминаниями о прошлом. Огромное им спасибо за толерантность, человечность.

Экспедиция завершена, работа студентов в ней была настолько увлекательной, что все решили сюда вернуться и в следующем году.

Члены экспедиции выражают огромную признательность за помощь в организации экспедиции Еврейской общине Республики Молдова.