Главная Статьи Джентльмены удачи

Джентльмены удачи

E-mail Печать PDF

 Меир Левин — Джентльмены удачи

Прежде чем изучать секреты Каббалы, следует ознакомиться с первоисточниками. Не надо уподобляться персонажу фильма, который советовал «ходить лошадью».

«Учеба без размышления — бессмысленна, а размышления без учебы — опасны».

Конфуций

Почему меня опять потянуло на ностальгическую ноту? Соскучился по хорошей, доброй, советской комедии? Недавно попытался смотреть американскую. За пять минут весело убили сто человек. Выключил.

Решил написать о романтике воровской жизни? Не дождетесь! Так что всё-таки?

Не угадаете! А дело в том, что я мастер по шахматам. В фильме «Джентльмены удачи» есть эпизод, когда Вицин играет на спор в шахматы, а Крамаров ему все время под руку кричит: «Лошадью ходи, лошадью! Век воли не видать!». В итоге Вицин пошёл лошадью, получил мат, не простил и началась драка.

Чем же мне запомнился этот эпизод? Тем, что Крамаров хотя бы знал, что шахматного коня называют лошадью, а лошадь ходит буквой «Г». Сегодня же люди смело лезут в кабалу, комментарии Торы, понимая в них намного меньше, чем Крамаров в шахматах. Он всё-таки религиозный еврей, — а ещё Талмуд указывал на полезность шахмат…

Спорят, доказывают с пеной у рта, что их душеньке угодно.

В отношении евреев существует множество наветов — например, «кровавые». Основанные они обычно на полнейшем абсурде, дар суеверию или привычке воспринимать всё, что тебе не наплетут, как аксиомы — даже не пытаясь подумать или задать вопрос. Вот, скажем, любопытно, откуда взялся христианский антисемитизм, если основатели христианства были евреи? Но таких «доверчивых» граждан — большинство и им спокойнее не размышлять и учиться, а слепо следовать той лжи, которую придумали плуты прошлых поколений, чтобы обманывать дураков нынешних.

Всё-таки есть серьезные люди, которые изучают источники — но не для того, чтобы что-то понять, а чтобы было, в чем евреев обвинить. Например, в излишнем прагматизме.

Есть одно место в Торе, на которое они ссылаются, и это место долгое время вызывало вопрос у меня самого. Якову во сне Всевышним обещано всё, о чём только может мечтать человек, покинувший свою Родину и дом своего отца.

«И вот я с тобой, и сохраню тебя везде, куда ни пойдёшь, и возвращу тебя в эту страну, ибо не оставлю тебя, не сделав всего, что я обещал тебе».

Встав рано утром, Яков даёт обет — первый обет, о котором рассказывает Танах. «Если Г-сподь будет со мной и сохранит меня на том пути, которым я буду идти, и даст мне хлеб для еды и одежду, то от всего, что Ты дашь мне — десятую часть посвящу Тебе. И будет Г-сподь мне Б-гом».

Становится обидно за Всевышнего — разве верность Ему и обязанность исполнять Его повеления принимают, ставя условия? А если не даст человеку запрошенного — Б-гом ему не будет?!

Но я знал, что Яков — праведник и все его слова — истина, и поэтому откладывал вопрос о нём. Наконец, прочёл ответ: Праведник в своих глазах считает себя недостаточно праведным и знает, что обещания Всевышнего не всегда безусловны. И ещё он знает, что в их отношениях с Б-гом обязан на самом деле только он. Но чего-то мне не хватало.

На днях пришло ко мне новое понимание этого места. Начал искать подтверждения в многочисленных источниках, не находил, стало страшно. Неужели я первым удостоился понять поведение своего праотца? В страхе побежал к учителю. Он подтвердил, что сам нигде такого не читал, но так писать можно. Благословен Б-г, пославший мне мудрого учителя!

В чём же смысл сделки: если ты мне, то я — тебе? Обещание Якова имеет следующий смысл: евреи идут в галут, их заработок и пропитание будут зависеть от многих факторов, и отделение «десятины» — именно то средство, которое позволит евреям сохранить праведность!

Кроме того, в обещании Якова есть два имени: Г-сподь и Б-г. Первое указывает, что Он Хозяин, а второе, что Он всё дает. У некоторых людей возникают иллюзии, они согласны, что Всевышний хозяин, только вот зарплату им платит «дядя Вася». Отделение десятины помогает всегда ощущать, что Хозяин — именно тот, который даёт зарплату.

Впрочем, надо будет мне это ещё хорошо-хорошо продумать, «просчитать варианты». А вы всё — «лошадью ходи, лошадью».