Главная Статьи Избранные комментарии на главу Шлах

Избранные комментарии на главу Шлах

E-mail Печать PDF

Рав Шимшон Рефаэль Гирш — Избранные комментарии на главу Шлах

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

2. САМЫХ ВЫДАЮЩИХСЯ СРЕДИ НИХ. Расстановка ударения показывает, что слово ???? является частью составного сказуемого при подлежащем ??, то есть «пусть каждый человек (из тех, кого отправили) будет ???? среди членов своего колена». Это не должны быть «князья колен своих отцов», о которых говорится в Бемидбар 1:4 и 1:16 как о «главах отеческих домов» и «князьях колен своих отцов» соответственно — люди, которые стояли во главе каждого колена и которые были ясно определены как таковые в Бемидбар 7:2. Нет, каждый из них должен быть ???? ??? (выдающимся в своей среде). Они должны находиться ??? (в своей среде); не во главе народа, но среди него, личности, которые не занимают руководящих постов, но выделяются среди всех остальных своим характером и способностями…

16. И МОШЕ НАЗВАЛ ОШЕА, СЫНА НУНА, — ЙЕОШУА. Изменяя так имя, Моше намекал на истину, которую Йеошуа должен был постоянно помнить и которую его попутчики тоже должны были вспоминать всякий раз, когда, находясь при исполнении своей миссии, обращались к нему по его новому имени. ????, Тот, Кто всегда помогал нам в прошлом, является также и ?????, Тем, Кто принесет нам избавление в будущем. Поистине, ?????: Б-г представляет все наше богатство, всю нашу силу, всю совокупность наших устремлений; без Него все это лишено смысла.

19. И ЧТО ЗА ЗЕМЛЯ, В КОТОРОЙ ОНИ ЖИВУТ. Этот вопрос относится к качеству земли как места пребывания человеческих существ. Вопрос в стихе 18 относится к «народу, который живет на ней». Обитатели страны рассматриваются отдельно от земли, то есть имеется в виду, какими они стали на той земле. В данном стихе, с другой стороны, спрашивается: «и что за земля, в которой они живут». Люди рассматриваются в контексте земли, в аспекте всех воздействий, которые оказывают на них особенности земли. Какова ценность этой земли как площадки для развития народа?

ХОРОША ОНА ИЛИ ХУДА. Хороша эта земля или плоха в этом отношении? Будет ли она служить и способствовать духовному и нравственному росту народа или будет препятствовать ему? В этой связи на память приходит изречение наших Мудрецов: «Сам воздух Земли Израиля делает людей мудрыми» (Бава батра 158б)…

26. ОНИ ПОШЛИ И ПРИШЛИ. На обратном пути они решили, что не пойдут прямо к Моше и Аарону со своим докладом, но сперва сообщат собранную информацию всему народу. Это обстоятельство указывает на их дурные намерения. Если бы они имели благие намерения, то сообщили бы сначала обо всем Моше и Аарону и спросили их совета и указаний, прежде чем предпринять что-либо. Но именно этого они не хотели делать. Они считали, что и они, и народ только выиграют, если станут в оппозицию к Моше. Их отчет поэтому принял форму обвинения Моше и Аарона в присутствии всего народа; они апеллировали к народу, чтобы спастись от гибели, которая бы несомненно постигла их, если бы планы Моше и Аарона осуществились…

Глава 14

5. ТОГДА МОШЕ И ААРОН ПАЛИ НИЦ. Сказав «Давайте назначим вождя» (см. предыдущий стих), народ официально известил Моше и Аарона, что больше не будет подчиняться их приказам. Моше и Аарон восприняли это сообщение, как знак окончания своей миссии. Они пали ниц «перед всем собранием общины…».

,?? ??? это собрание, которому вручено руководство общиной, то есть старейшины (смотри Шмот 12:6). Бросившись на землю перед этими старейшинами, Моше и Аарон показывали, что руководство народом ныне возвращается к старейшинам. Поскольку народ отказался подчиняться им, Моше и Аарон желали продемонстрировать, что их власть закончилась и что они уже больше ничего не могут сделать для народа.

9. А ЧТО ДО ВАС. Эти слова резюмируют все духовное величие, нравственное благородство, Б-гом установленное призвание и близость к завету с Б-гом, которые связаны с прошлым Израиля и с его предопределенным будущим. Даже если те люди будут самыми ужасными великанами, защищенными крепостями из гранита, вы не должны их бояться. Познав вашу духовную и нравственную силу в Б-ге и с Б-гом, они растают как дым. Стыдитесь бояться их…

ИХ ТЕНЬ ОТСТУПИЛА ОТ НИХ. Они существуют лишь до тех пор, пока остаются в тени, пока их не замечают. Но когда мы войдем в их страну, Б-г со Своей истиной и Своей справедливостью, несущими спасение человечеству, войдет вместе с нами. Перед сиянием этой истины их тень исчезнет. Их порочность полностью обнажится, и они будут судимы и уничтожены по причине своей испорченности. Поэтому не бойтесь их.

15. …Слова «как одного человека» ясно показывают, что процесс, в результате которого отцы, ставшие недостойными этой земли, умирали бы постепенно, естественным образом, и только их дети вошли бы в землю, не оказал бы неблагоприятного воздействия на признание Б-га народами. Лишь предреченная Б-гом массовая гибель, в результате которой обещание Б-га не исполнилось бы столетия, могла породить такое неверное представление (что Б-г не в состоянии привести народ в его землю).

18. Б-Г ДОЛГОТЕРПЕЛИВЫЙ. Моше подчеркивает те качества суверенности Б-га, к которым он апеллирует именно в этот момент. Самым значительным из них является ??? ???? , несравненное терпение Б-га в ожидании удовлетворения Его справедливых требований. Вместо мгновенного исчезновения, как люди того на самом деле заслуживают, обладающий этим свойством Б-г дает им время, очень много времени, чтобы одуматься, исправить свои пути, подняться вновь и восстановить все то, чего они лишились в своем безрассудстве.

??? ?? это изобилие Его доброты. Он не скупится на любовь, но обладает огромным запасом доброты, которую дарит вновь и вновь и которую Он готов и дальше дарить пусть даже в тысячный раз, после того как она была отнята в предыдущие 999 раз.

???? ??? ???? дословно означает «снять» груз ответственности за обман и бунт с того, кто, хотя и сознательно сошел с прямого пути, но сделал это единственно под влиянием страсти, или даже с того, кто вовлечен в открытое восстание против Б-жественного Закона, чтобы этот груз не раздавил его. И, наконец, в Б-жественной суверенности есть то безмерное величие любви, которое всегда рассматривает настоящее в терминах будущего, каждого человека через его детей и детей его детей и каждое поколение через его потомство. Поскольку Он стремится очистить всех людей, все поколения, все исторические эпохи, чтобы спасти их от нравственного разрушения, Он не допустит, чтобы остался безнаказанным даже самый маленький грех, в котором не раскаялись, но, тем не менее, Он распространит возможность раскаяния на много поколений и на большие отрезки времени. Прежде чем вынести человеку приговор, Он взглянет на еще неродившегося потомка этого человека, который, быть может, одумается и вновь поднимется на тот высокий нравственный уровень, с которого, по ошибке или намеренно, пал его предок. «Он, однако, не прощает ничего; Он при­поминает нечестие родителей их потомкам до третьего и четвертого по­коления».

20. И СКАЗАЛ Б-Г: Я ПРОСТИЛ — ПО ТВОЕМУ СЛОВУ. Именно по тем причинам, о которых говорил Моше, Б-г уже заранее решил простить их. Наказание, о котором Он объявил Моше в стихе 12, было лишь описанием наказания, которого заслуживало бы отступничество народа, если не принимать во внимание эти Б-жественные соображения. Кроме того, предполагалось помочь Моше заглянуть в природу Б-жественной власти, давая ему в то же время возможность продемонстрировать его собственную совершенную самоотверженность. Моше не испытывает ни малейшей злобы на людей, чей бунт направлен в первую очередь против него, и его нисколько не соблазняет блестящая перспектива стать вторым Авраамом, прародителем нового Б-жьего народа! Лишь такой абсолютно неэгоистичный характер удостоится привилегии столь глубоко познать суверенность Б-га, достичь столь высокого уровня человеческой проницательности, что приблизится к проницательности Б-га Самого. Лишь человек с таким характером окажется в состоянии достичь той чистой объективности, незамутненной субъективными соображениями, которую предполагает эта проницательность…

22—23. И ВСЕ ТЕ, ЧТО ПОЗОРИЛИ МЕНЯ, ЕЕ НЕ УВИДЯТ. Книга Псалмов (Теилим 106:24—27) вспоминает об этом эпизоде нашей истории такими словами: «Они презрели вожделенную землю, не поверили Его слову, роптали в своих шатрах, не слушали голоса Б-га; тогда Он поднял Свою руку (в клятве) о них, что повергнет их в пустыне. А их потомков Он разбросает среди народов и рассеет по землям». Этот отрывок указывает, что утрата Израилем своей страны и его рассеяние среди народов были предсказаны одновременно с постановлением о гибели в пустыне поколения, вышедшего из Египта. Сдается, что слова «все те, что позорили Меня, ее не увидят», провозглашают будущее изгнание Израиля из его страны (см. комментарий Рамбана на этот стих). Если дети впадут в ту же слепоту, которая лишила их праотцев права вступить в землю Б-жественного Закона, им тоже не позволят владеть этой землей. Мы можем с уверенностью сказать, что Б-жественный атрибут ??? ????, благодаря которому еще несозревшее поколение избежало полного уничтожения, а сыновей, которых они породили и воспитали, ввели в эту страну, распространился на все последующие столетия обучения, начатого в тот момент. В этом учебном плане Б-жественное Провидение предусмотрело, что его цели будут полностью реализованы лишь в будущем, которое наступит в конце дней. Ибо поколение, воспитанное поколением пустыни и получившее право вступить в Землю Обетованную, никоим образом не достигло полной зрелости, соответствующей его призванию. Два периода государственности в своей земле и два изгнания, второе из которых продолжается и поныне, это всего лишь процесс обучения, направляемый Б-жественным атрибутом ??? ???? и подготавливающий нас к нашему духовному и нравственному призванию. Время, когда Израиль станет чистым, совершенным и неизменно преданным соблюдению Б-жественного Закона, даже сегодня находится все еще в далеком будущем. Слова «все те, что позорили Меня, ее не увидят» намечают маршрут нашей последующей истории.