Главная Статьи Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

E-mail Печать PDF

Избранные комментарии Абраванеля на недельную главу

Столь глубокий и несоразмерный траур Яакова достоин большого удивления. Но на самом деле у него были веские причины.

Б-г устроил все дела наших троих праотцев и глав двенадцати колен таким образом, что все происходящее с ними являлось символическим обозначением основных законов высшего, Небесного мира. Авраам явился в этом мире символом высочайшей сферы, самой первой и объемлющей все остальные. Эта сфера характеризуется мощным вращательным движением с востока на запад, а причиной этого движения, согласно истинному знанию, служит только воля благословенного Б-га. Так же и Авраама привела в движение непосредственно Б-жественная воля, когда Б-г сказал ему: «Иди себе из своей земли и из своей родины, и из дома своего отца»; — а затем ему было сказано: «Ходи передо Мной и будь совершенным». Поэтому и пророк говорит об Аврааме: «Кто побудил от востока (того, который) правду призвал в спутники себе?»

И эта верхняя сфера не только вращается сама, но и поворачивает все остальные небесные сферы, которые, не будь ее, двигались бы по-другому. Так же и Авраам заставил двигаться все человечество и направил его по пути святости. А если бы он оставил их делать то, что им самим кажется верным, они пошли бы в неправильном направлении.

В верхнем мире имеется духовная сущность, представляющая собой еще одну сферу, которая служит основанием для двенадцати созвездий и в своем бесконечном кружении обходит весь мир. Так от праотца Авраама произошел Яаков, а от него — двенадцать колен, построившие народ Израиля. Поэтому и Йосеф в своем сне увидел, как солнце, луна и одиннадцать звезд кланяются ему: ведь двенадцать колен как раз и символизируют в нижнем мире двенадцать созвездий!

В верхнем мире сферу, по которой обращается солнце, дополняют сферы планет, три из которых расположены выше солнечной сферы, а три — ниже. И наш народ тоже стал совершенным лишь тогда, когда его достроили еще семь исключительных личностей: Леви, Кеат, Амрам, Моше, Аарон, Давид и Шломо. Моше занимает место в самой середине этой группы, так же, как солнце находится посреди планет. А остальные пророки и мудрецы нашего народа подобны звездам, которые прикреплены к той же самой небесной сфере, что и созвездия, и блестят и сияют согласно ступени их совершенства, по слову Писания (Даниэль 12:3): «Знающие сверкают, подобно сверканию небосвода, а ведущие многих по пути справедливости — как звезды, во веки веков». Моше-рабейну так же описывает народ Израиля и такой же властью его наделяет (Дварим 1:10): «И вот, вы сегодня, как звезды небесные, многочисленны». И это же сравнение употребляет Псалмопевец, говоря о величии и блеске царского дома Давида: «И престол его, как солнце, передо Мной».

И поскольку двенадцать колен Израиля занимают в нижнем мире то же место, какое созвездия — в верхнем, царь Шломо устроил так, чтобы в течение года все колена по очереди занимались снабжением царского дома, так же как солнце проходит за год по всему зодиакальному кругу. Об этом стих говорит: «А у Шломо — двенадцать глав над всем Израилем, и снабжают они царя и дом его по месяцу в год». Пророк Йешая прямо связывает еврейский народ и Небеса, когда говорит: «Как новое небо и новая земля, которые Я творю, предстоят передо Мной, — сказал Б-г, — так же предстоит память ваша и имя ваше». А пророк Йирмия говорит: «Дал солнце для постоянного дневного света, луну и звезды для света ночного… не отойдут эти законы от Меня, — сказал Б-г, — и так же потомство Израиля (не) перестанет быть народом передо Мной во все дни».

И все это доказывает, что не случайностью, а проявлением Б-жественной мудрости явилось то, что Храм Б-га был построен в соответствии с планом Небесного мира. Израиль внизу и Небеса наверху настолько тесно связаны, что имена «Б-г Небес» и «Б-г Израиля» употребляются в одном и том же смысле! Наши мудрецы сказали об этом, что «праотцы — они и есть Б-жественная колесница».

Из этого следует важнейший принцип. Как совершенство мира немыслимо без всех высших творений, которые служат основой и началом всего мира, так и в нашем народе благо и совершенство невозможны без участия всех главных начал. Все они должны присутствовать, и все должны быть совершенными. Непременно должны быть «коэны при своем служении и левиты на своем возвышении для песнопений, и простые евреи на своем месте возле жертвы», поскольку такая тройная структура соответствует тройной структуре всего сотворенного мира, подразделяющегося на нематериальные, духовные сущности, приводимые ими в движение небесные сферы и нижний, преходящий мир. Если хоть одна часть этой структуры исчезнет, строение перестанет быть целым и не сможет устоять.

Получается, что сыновей Яакова должно непременно быть именно двенадцать, чтобы они могли соответствовать двенадцати созвездиям. Для того чтобы наш народ мог существовать, число колен должно было быть именно таким, и каждому колену должен был обязательно соответствовать один из камней хошена, поскольку стих говорит (Шмот 28:29): «И будет носить Аарон имена сыновей Израиля на хошене суда на своем сердце при входе в Святыню, для напоминания перед Б-гом постоянно». А про Элияу стих говорит (2 Мелахим 18:31): «И взял Элияу двенадцать камней, по числу колен сыновей Яакова, к которому обратился Б-г, говоря: “Израиль будет твое имя”. Стих прямо указывает, что имя Израиль может принадлежать Яакову только тогда, когда его сыновей именно двенадцать. Поэтому евреи были настолько потрясены историей с наложницей в Гиве, когда заплакали великим плачем и сказали: Почему, Б-г, Г-сподь Израиля, случилось такое в Израиле, чтобы сегодня недосчитался Израиль одного колена?»

Поэтому и Яаков так страшно страдал, недосчитавшись среди сыновей Йосефа, поэтому отказывалась утешиться душа его. Ведь при исчезновении даже одного из сыновей оказалось потрясенным все здание, и народ потерял заранее определенную ему форму, связанную с числом «двенадцать». Ведь если хотя бы один человек из миньяна, собрания десяти молящихся, уйдет, миньян перестанет существовать! Нельзя будет сказать, что «часть миньяна сохранилась», потому что оставшиеся не будут нести на себе структуры миньяна ни в каком виде.

Это имели в виду наши мудрецы, сказав: «Этот знак был передан Яакову: если не умрет ни один из его сыновей при его жизни, он не попадет Геином». Для благополучия Яакова и его народа было необходимо, чтобы семья была цельной и совершенной. И по этой же причине все двадцать два года, когда Яаков не имел вестей от Йосефа, он был лишен духа святости, а как только ему сообщили, что Йосеф жив, тут же «ожил (пророческий) дух Яакова, их отца».